- Возрастное ограничение: 16+
- Жанр: Ретроспектива
Взлетная полоса | La jetée.
Франция, 1962, 28 мин.
Режиссер: Крис Маркер.
В ролях: Жан Негрони, Элен Шатлен, Даво АнИн, Жак Леду.
В постапокалиптическом Париже, пережившем Третью мировую войну, немногие уцелевшие обитают в катакомбах, а ученые проводят жестокие эксперименты по путешествию во времени, чтобы призвать прошлое и будущее на помощь настоящему. Один из испытуемых — заключенный, который возвращается в свое детство, когда он стал свидетелем возможного убийства в аэропорту Орли.
Улица крокодилов | Street of Crocodiles.
Великобритания, 1986, 21 мин.
Режиссеры: Стивен и Тимоти Квай.
«Нет в языке слов, которые смогли бы как-то дозировать степень реальности, определить ее плотность. Так будем же говорить без обиняков: у этого района роковая особенность — в нем ничто не доводится до конца, не доходит до завершения, все начатые движения повисают в воздухе, все жесты заранее исчерпаны и не могут перейти через некую мертвую точку», — пожалуй, это единственные строки из рассказа «Улица крокодилов», которые можно с определенностью разглядеть в анимационном фильме, формально считающимся его экранизацией. На деле же перед нами фантазия по мотивам всего творческого наследия Бруно Шульца — забытого на полвека тихого польского гения, прожившего всю жизнь в маленьком городе Дрогобыче и там же застреленного гестаповцем на тротуаре одной из неказистых улочек, которые он так сочно-тактильно описывал в своей прозе.
Расческа | The Comb.
Великобритания, 1990, 17 мин.
Режиссеры: Стивен и Тимоти Квай.
Просмотр «Расчески» похоже на путешествие в Ад, невообразимое даже в ужасных кошмарах. Фильм заключен в небольшом тревожащем мире, заполненном изъеденными молью куклами 19-го века, изогнутыми проходами, гнилой древесиной, лабиринтами и лестницами, ведущими к темно-красному небу. Излюбленный персонаж — викторианская кукла со следами многочисленных повреждений, существует в декорациях, условно называемыми срединным миром, но имеет доступ к сферам как нижним, так и верхним. Братья как и прежде не подводят догадливого зрителя: упомянув расческу в названии, они прилежно повествуют о расческе, которой снится, что она женщина, которой снится, что она — расческа. Сюрреализм виден повсюду — кажется, будто ожила живопись Сальвадора Дали.
Грань между сном и явью тоньше, чем нам кажется. Кино, как ни одно другое искусство, умеет стирать эту границу, заставляя нас потеряться в лабиринтах сознания. Проект Cinemascope представляет тематическую программу «Во сне/наяву», в которую вошли фильмы, где реальность — лишь условность, а яркие откровения приходят из мира грез.
Все фильмы в рамках программы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.