- Год: 2023
- Длительность: 1 ч 46 мин
- Возрастное ограничение: 16+
- Жанр: Спектакль TheatreHD
TheatreHD — трансляции на экране кинотеатров известных спектаклей из театров мира. Спектакль демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.
Штраусовская пастораль в постапокалиптической снежной эстетике Ромео Кастеллуччи.
Помещая действие своей «Дафны» в бесплодную белую пустыню, где постоянно идёт снег, — ландшафт, намекающий на некое подобие постапокалиптической ядерной зимы, — Ромео Кастеллуччи в очередной раз подтверждает и усугубляет образ бескомпромиссного режиссёра, не чурающегося смелых интерпретаций. Скрывая под снегом греческий фриз как последний намёк на родину Дафны, режиссёр ставит под сомнение сам смысл и значение мифа в наши дни. Как ключик к разгадке, над сценой опускается гигантская репродукция обложки «Пустоши» Т. С. Элиота — поэмы о разочарованной и сломленной цивилизации.
Изгнанное со сцены буйство природы нашло свой выход в оркестровой яме. Опера Штрауса коротка, но написана для значительного ансамбля, а музыка представляет собой захватывающий эликсир симфонических тембров, в котором заглавную партию исполняет великолепная молодая сопрано Вера-Лотте Бёккер, идеально воплощая как юную, так и роковую сторону персонажа. Соревнуясь за любовь Дафны, Аполлон и Левкипп имеют почти идентичный вокальный диапазон, но разные типы голоса: тонкий, подвижный тенор Магнуса Дитриха — простодушие и страсть, и зловещая скорбь; Павел Чернох поёт громогласного, почти устрашающего Аполлона, отражая жестокую, мощную природу бога. Символом тщеславного родительского авторитета звучат низкие контральто и бас родителей Дафны (Анна Кишшудит и Рене Папе).
Спектакль развивается благодаря серии фирменных загадок Кастеллуччи, чья неоспоримая эстетика и таинственность неизменно будоражат ум и душу и побуждают к размышлениям.
Опера Рихарда Штрауса «Дафна», с подзаголовком «буколическая трагедия», отличается роскошной, поэтической оркестровкой и для передачи всех заложенных в музыке смыслов использует характерный для композитора большой оркестр. Вокальные партии крайне виртуозны и требуют незаурядных способностей от исполнителей главных ролей.
«Дафна» — одна из поздних и редко исполняемых опер Штрауса, основой для которой послужил греческий миф в изложении Овидия и Плутарха. Образ лесной нимфы, в которую влюбился Аполлон, часто встречается в классическом искусстве. Рихард Штраус в своей опере сочетает симфоническую музыку и камерные лирические пассажи для создания эффектной музыкальной драмы.
Новая постановка Ромео Кастеллуччи в берлинской опере Унтер-ден-Линден отличается, как и все спектакли этого режиссёра, великолепной визуальной составляющей, где музыка, свет и сценография — единое целое.
В режиссёрской интерпретации Кастеллуччи Дафна обитает в инородном для неё мире. Она — воплощение природы, и человеческое поведение и страсти ей чужды. Но Аполлон и Левкипп оба желают её.
Вера-Лотте Бёккер, обладательница престижной награды «Певица года» от журнала «Opernwelt» — «идеальная Дафна, в которой воплощаются как юная беззаботность, так и обречённость героини».
«Томас Гуггайс направлял восхитительных музыкантов Берлинской капеллы с бесконечной деликатностью и чёткостью».
«Сильные образы, о которых не получится забыть ещё долго».
Либретто — Йозеф Грегор.
Постановка, декорации, костюмы и свет — Ромео Кастеллуччи.
Дирижёр — Томас Гуггайс.
Действующие лица и исполнители:
Дафна — Вера-Лотте Бёккер
Пеней — Рене Папе
Гея — Анна Кишшудит
Левкипп — Магнус Дитрих
Аполлон — Павел Чернох