-
Стоимость:
Вход по читательскому билету или паспорту
Творчество Валерия Шкарубо – яркий пример того, что совсем не обязательно профессия, записанная в дипломе, станет для художника делом жизни. Валерий Федорович закончил Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1981 году, получив квалификацию «художник-конструктор». Так в СССР называли дизайнеров. Имея неоспоримый талант, Валерий мог бы стать классным дизайнером. Но вместо этого стал классным живописцем. Эта ипостась его таланта отмечена высокой наградой – в 2002 году он стал лауреатом Государственной премии Беларуси за цикл пейзажей «Извечное», выполненных в 1997-2000 годах.
Но сосредоточившись на живописи, Валерий Федорович сущностно остался дизайнером, который в творчестве руководствуется не эмоциями, не скоротечным настроением, а точным представлением о том, что и как он хочет сказать зрителю. Хотя обычно в жанровой системе субординации пейзаж не занимает первой строчки, иногда его роль в культурном процессе может быть исключительной. По крайней мере, так было в Беларуси в прошлом веке. Среди корифеев нашего искусства той поры нельзя ни упомянуть выдающихся мастеров пейзажа Витольда Бялыницкого-Бирули и Виталия Цвирко. Можно сказать, что пейзаж был для упомянутых творцов не только формой постижение законов Бытия, но и глотком свежего воздуха в разряженной атмосфере заполитизированного искусства. Выше сказанное касается и творчества Валерия Шкарубо. Его живопись является правдивым отражением белорусской природы, внешне не броской и необъяснимо привлекательной, а еще отпечатком национального менталитета.
Природа в интерпретации Валерия Шкарубо действительно равнодушна к человеку. Но она способна жестко реагировать на попытки переиначить ее в пользу человеческого эгоизма. Неслучайно литературно-публицистический сборник «Прайсці праз зону», что вышел в свет в 2001 году и был посвящен Чернобыльской трагедии, был проиллюстрирован репродукциями пейзажей Валерия Шкарубо. Неслучайно и то, что на большинстве его картин отсутствует и человек, и знаки его деятельности. Художник не ценит городские пейзажи, ему интересна природа, в контексте которой человек не «царь» и не «хозяин», а просто один из ее частей. Однако, при такой концептуальной очерченности произведения Валерия Шкарубо лишены пессимизма. То, что в споре с цивилизацией природа всегда возьмет свое, нужно воспринимать как положительный знак. Если хотите, как свидетельство присутствия Бога.
Приглашаем на встречу с автором 26 сентября в 13.00 в читальный зал библиотеки. Вход осуществляется по читательскому билету или паспорту.
Вход по читательскому билету или паспорту