24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a
Спектакли

Трехгрошовая опера

Мероприятие в этом городе уже прошло

Описание

Великий драматург Бертольт Брехт написал свою пьесу на основе произведения Джона Гэя "Опера нищих". Пьеса возникла как своего рода социальный протест против увлечений, воцарившихся в английском музыкальном театре на рубеже XVII и XVIII вв.: в ней сатирически пародирована мода на итальянскую оперу и оперы Генделя, пародирована и условность итальянской оперы-сериа (действующими лицами в ней выступают представители низших слоев общества). Драматург сделал "Оперу…" злободневной, введя множество намеков на современные реалии, критикуя нравы высших кругов общества. Режиссер-постановщик и автор инсценировки народный артист Беларуси Борис Луценко обращается к "Опере" не впервые. Спектакль "Трехгрошовая опера" ставился на сцене театра имени М.Горького почти тридцать лет назад и повсеместно имел огромный успех.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   

Рецензия

Три ломаных гроша

Знаменитой пьесе «Трехгрошовая опера» в этом месяце 80 лет. Ее, пожалуй, стоит отнести к тем постановкам, что изменили облик мирового театра навсегда.

Вот, например, сцена, которая могла бы стать самой романтичной из тех, что появились в мировом театре за последнюю сотню лет... Жених крадет невесту из отчего дома, венчается с ней тайно, а она исполняет ему песню про печальные будни простой девушки и ее страстные мечты о счастье. Но времена романтики прошли, и все оказывается иначе. Жених, главарь шайки, нисколько не прячет своих меркантильных целей, да и невеста пытается произвести впечатление скорей не на жениха, а на его подельников ― в случае чего именно ей придется возглавить опасный бизнес ее нового супруга Макхита, по прозванью Нож! Бандиты все больше похожи на коммерсантов, полицейские ― на бандитов, а свадьба ― на слияние или скорей на недружественное поглощение.

И только песня осталась песней. Она отзвучит, и весь цинизм героев покажется шелухой, покрывающей этих несчастных, неудачливых людей, убеждения которых не стоят и ломаного гроша. Такое в спектакле происходит не раз, но прозрения у персонажей не происходит. С другой стороны, куда важней, чтобы оно произошло у зрителей.

В этом секрет действенности драматургии Б.Брехта, которая остается востребованной, даже когда его марксистские идеи у массового зрителя давно не вызывают ничего кроме изжоги. Вот и несколько лет назад недавний руководитель Театра имени М.Горького Б.Луценко решил восстановить свой давнишний шедевр неспроста. Понятное дело, механически возрождать давний спектакль показалось неинтересным, версия «Трехгрошовой оперы» 2004 года стала более яркой по форме и более абстрактной по содержанию. Луценко убрал из спектакля всякую общественно-политическую конкретику, для него важней сам факт того, что девушка убегает от родителей, что предает мужа в тюрьме, чем то, что делает она это именно из-за денег. В аннотации Б.Луценко «призывает к нравственности, к чистоте помыслов и поступков». Иначе что? Конец света, конечно же.

Брехт писал свою пьесу незадолго до прихода фашистов к власти, она получилась очень веселой, насквозь пропитанной атмосферой славных 20-х годов, когда Берлин, наводненный многочисленными беженцами со всей перекроенной новыми границами Европы, вдруг оказался культурной столицей мира. Но этот пир был пиром перед коричневой чумой, и это предощущение катастрофы делает этот, как изначально казалось, случайный и всего лишь пародийный текст удивительным памятником эпохи. Поэтому, во-первых, то, что Луценко завершает спектакль картиной настоящего апокалипсиса, продиктовано самим материалом, а, во-вторых, мы живем в те времена, когда об этом кричат со всех сторон ― таянье ледников в Антарктике, ураганы и цунами и даже, будь он неладен, Большой адронный коллайдер. С другой стороны, задумываешься: не поздновато ли призывать к нравственности?..

Впрочем, Брехт прежде всего просил развлекать зрителя, а потом уже все остальное, или процитируем пьесу: «Сначала хлеб, а нравственность потом». Спектакль звездный: в главной роли поочередно заняты Сергей Чекерес и Алексей Шедько. Вокруг них тоже все сплошь звезды: Александр Ткаченок, Ольга Клебанович, Анастасия Шпаковская, Вероника Пляшкевич. Спектакль громкий, яркий, с массовыми танцами, с запоминающимися вокальными номерами ― со всеми претензиями на мюзикл.

Музыка Курта Вайля к «Трехгрошовой опере» стоит отдельного слова. 80 лет назад, когда она впервые прозвучала со сцены, даже на загнивающем Западе шоу-бизнесом и не пахло, но все, что умело издавать музыкальные звуки, стало воспроизводить джазовые ритмы «Баллады о Мэкки Ноже» или «Песни Пиратки Дженни» (именно ее и исполняла невеста Мэкки Полли Пичем). И кому интересно, что изначально Вайль был музыкальным авангардистом, а песенки к музыкальной пьесе были лишь пародиями на современные мелодии. Время показало, что пародия превзошла оригинал. Говорят, согласно духовному завещанию Брехта, «Трехгрошовая опера» должна идти обязательно с живым оркестром на сцене. Этим заветом в Театре имени М.Горького пренебрегли, сделав аранжировки под ритмы современной белорусской эстрады. Кто бы сомневался.

Спектакль далеко не премьерный, но лучший способ почувствовать себя частью мирового культурного контекста, чем сходить на него именно сейчас, придумать сложно.
 

Оставить отзыв
Этот сайт использует cookies
Понятно