Рецензия
Спектакль для себя
Спектакль «Столица Around» возник ниоткуда. Дипломная постановка неизвестной никому Сары Токиной из Академии искусств, двух молодых, но до этого малозаметных артистов, Дениса Паршина и Максима Пониматченко, практически неизвестный текст Ї и вдруг на сдаче худсовету почти единодушное признание коллег, громкие слова из уст авторитетных критиков, успешные поездки на фестивали.
Сергей Гиргель написал текст «Москва-Радиальная» для другой столицы, в которой заканчивает обучение в магистратуре, а «под Минск» переписал специально для этого спектакля. В начале работы, да и после нее артисты не очень лестно отзывались о самой пьесе, тем не менее, в процессе репетиций абсурдистский текст, построенный на парадоксальной «говорильне», вдруг обрел психологическую почву. Встреча двух незнакомых друг другу молодых людей в вагоне метро, который застрял между станциями, их неприятие друг друга и их сближение выросли до художественного образа. Слово «брат», постоянно произносимое героями и (вспомним фильмы Балабанова) уже прочно вошедшее в обиход, в этот возвращает свой первоначальный смысл: братья Ї это не обязательно кровно близкие люди. Братом может стать любой человек, которому ты желаешь добра, любой, кто стал тебе родным. Процесс осознания этого и проходят герои спектакля.
В театре очень часто говорят о духовности, о любви, о доброте, но таких моментов, когда после многоминутной паузы один из героев бросается за своей любовью чуть ли не по рельсам бежать, немного. Начинается, кстати, спектакль с бранного слова, а заканчивается всеобщей дружбой и любовью Ї по-моему, это правильная эволюция.
Сделан спектакль в стилистике бедного театра. Декорация представляет собой куб, согнутый из металлических трубок, да четырех стульев Ї вот и весь вагон метро. Артисты рассказывали, что монтировщики гнули этот «вагон» в свободное от работы время по их личной просьбе. В черных одеждах сцены, при минимуме освещения в какой-то момент действительно кажется, будто действие происходит глубоко под землей. «Никаких солнца и звезд нет», Ї в сердцах бросает один из героев в минуту озлобленного отчаяния. Абсолютно не зря во время действия всплывает сюжет оперы «Аида» с их похороненными под землей героями. Одеты оба персонажа в черное, но по ходу спектакля они обнажаются, как будто сбрасывая свои покровы друг перед другом, становясь все более искренними. Даже удивительно, как легко в таком несложном по своей форме спектакле найти многослойную сценическую образность...
Длится спектакль чуть больше часа, но время это чрезвычайно насыщено действием и настоящим драйвом. Это яркий молодежный спектакль во всех смыслах, т.е. сделанный молодыми людьми для молодежи. Проассоциировать себя с действующими персонажами несложно, тем более, что со сцены постоянно звучат знакомые топонимы: Сухарево, Кунцевщина, Пушкинская. Спектакль и условный, и очень конкретный одновременно Ї он именно про Минск, про его жителей. Думается, что даже родной «московский» вариант изначально был таким.
Завершается «Столица Around» песней, которую специально для постановки сочинил Денис Паршин, один из исполнителей. Все музыкальное оформление он также наиграл на гитаре. Спектакль будто бы сделан для себя. Именно этим он и подкупает.