Рецензия
Слишком много любви
В новой премьере «Женихи» Русского театра слились парадоксальная драматургия Гоголя и стремление режиссера Валентины Ереньковой к яркой эксцентричной форме. Даже странно, что в итоге получился такой сдержанный спектакль. Как обычно у данного режиссера, все сделано с большим вниманием к деталям. Если уж речь идет о женитьбе, то наличие на сцене пышного и воздушного в таких количествах воспринимается вполне нормально. У Ереньковой в спектаклях, как правило, царит условность, воплощенная в каких-то странных «откутюрных» костюмах и пространственных, абстрактных декорациях. В этом спектакле по костюмам вполне узнается гоголевская эпоха, декорации пытаются воссоздать вполне конкретные бытовые условия. И это выигрышный ход, при том, что режиссер ставит то, что называется «актерским театром. В итоге не отвлекаешься на оформление, больше внимаешь именно актерским исполнениям: художники спектакля Александр Костюченко и Татьяна Лисовенко сработали очень аккуратно и точно.
Тем более посмотреть есть на кого. В театре сейчас работает столько молодежи, что постановщики имеют возможность чуть ли не в каждом новом спектакле представлять кого-то «свеженького» в главной роли. Настал черед Алексея Сенчило (который по слухам в последний момент заменил Алексея Шедько, сломавшего перед премьерой ногу), и он, пожалуй, своим шансом воспользовался. По премьерным показам нельзя было сказать, что он «затмил» своего партнера Сергея Чекереса, который умеет из второстепенной роли сделать главную, но в целом главная эмоция проявилась. Вообще чем Подколесин с его домоседством и боязнью реальных действий не современный персонаж?! Ключевой эпизод «бегства через окно» разыгран интересно. Но в целом эмоциональный ряд спектакля кажется путанным, и что именно хотели сказать авторы этой историей ― сказать сложно. Во всяком случае, действие выглядит забавно, и, повторюсь, заслуга Алексея Сенчило в этом тоже есть.
Другой «дебют» спектакля ― это Инна Савенкова в роли Агафьи Тихоновны. Актриса хорошо знакома постоянным зрителям театра по многочисленным эпизодам, однако в этой постановке ее персонаж выглядит недостаточно выпукло. Винить ли в этом артистку или в том была цель режиссера, сказать сложно. У знаменитого драматурга Александра Володина есть монолог Агафьи Тихоновны, в котором звучит сквозная для всех гоголевских персонажей нотка глубокой неудовлетворенности собой, смиренной и от того, может быть, тем более горькой. Признаться, персонаж в спектакле Ереньковой наоборот выглядит комической репризой, не более. Такими же комическими репризами, на первый взгляд, кажутся персонажи Елены Дубровской (Фекла Ивановна) и Юлии Кадушкевич (Дуняша), но в своих образах они выглядят куда более органично, взрывно...
«Парад женихов», который проходит в спектакле, наводит на мысль, что все-таки целью режиссера было никак не вскрывать проблему преодоления двух закостенелых одиночеств. С другой стороны, может быть, неслучайно Суцковер, Жданович, Захаревич и другие устраивают настоящее комическое шоу, в котором герой Сенчило ощущает себя гораздо хуже, чем тот же Кочкарев в исполнении Сергея Чекереса. Чем-то роль последнего напоминает «заручыны» Виктора Манаева в «Пинской шляхте» ― это по сути тот же «спектакль в спектакле».
Таким же «спектаклем в спектакле» кажутся пластические этюды, которыми разнообразил действо Евгений Корняг. В программке пространно написано о том, что действующие лица этих реприз ― Степан «и его девушки» ― и есть для Валентины Ереньковой олицетворение настоящей любви. Мне сложно говорить о любви в жанре, предложенном режиссером, но нельзя не признать, что ее у Степана очень много. Даже слишком. И есть ли в этом высшая справедливость, почему одним все, а другим ничего?! И в чем именно тогда эта высшая справедливость заключается? Признаюсь, вопросы, которые спектакль возбудил у меня внутри, мне самому кажутся неразрешимыми.