Рихард Вагнер
опера в 3-х действиях
Либретто – Рихард Вагнер
Дирижер-постановщик – Манфред Майрхофер
Режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский
Хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович
Художник по костюмам – Мария Вольская
Художник по свету – Елена Копунова
Компьютерная графика – Елена Ахременко
Дирижеры – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, Андрей Иванов
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами
Премьера – 10 декабря 2013 года
21 сентября партию Даланда в опере Рихарда Вагнера "Летучий голландец" поет приглашенный солист белорусского Большого Александр Рогославец.
Белорусские поклонники оперного искусства открыли для себя имя молодого баса на I Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов. Тогда Александр Рославец вошел в число финалистов и стал обладателем ангажемента на выступление в спектаклях Большого театра Беларуси, а вскоре успешно дебютировал в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, а также принял участие в концерте молодых исполнителей La Canzone Italiana. В прошлом сезоне Рославец стал приглашенным солистом нашего театра. И, кстати, успел исполнить практически все главные басовые партии в наших постановках: Банко («Макбет» Дж. Верди), Князя Гремина («Евгений Онегин» П. Чайковского»), Короля Рене («Иоланта» П. Чайковского), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини).
Александр – участник и, что немаловажно, победитель многих международных конкурсов. Летом этого года Рославец завоевал звание лауреата 2-й премии на конкурсе вокалистов в Портофино (кстати, 3-ю премию получил наш Илья Сильчуков). Но не остановился на этом – и рванул из солнечной Италии в Норвегию, где стал обладателем 3-й премии Международного конкурса музыкантов имени королевы Сони. Критики после его победы в 2016-м (на конкурсе оперных вокалистов Галины Вишневской Рославец стал лауреатом 2-й премии) писали: «Обязательно обратите внимание на этого молодого певца! Какой у него красивый, с большим объемом и красивым тембром голос!» Впрочем, убедиться в этом мы сможем 21 сентября в Большом театре Беларуси.
Остается добавить, что 21 сентября ведущие партии в спектакле «Летучий голландец» также исполнят: Владимир Петров (Голландец), Елена Золова (Сента), Эдуард Мартынюк (Эрик), Наталья Акинина (Мэри), Юрий Городецкий (Рулевой). Дирижер – Виктор Плоскина.
Популярность оперного творчества великого немецкого композитора несомненна, бесспорна, огромна. Она началась еще при жизни мастера, но и после смерти Вагнер надолго оставался «властителем дум», законодателем вкусов, лидером мировой оперы. Подражание вагнеровскому стилю стало нормой, последователи черпали вдохновение в новациях его театральной эстетики, его музыка оказала сильнейшее влияние на развитие художественной культуры конца XIX-ХХ вв., его произведения на сегодня по праву составили «золотой фонд» ведущих оперных театров и интерпретируются известнейшими постановщиками и лучшими музыкантами мира.
Юбилейный год, посвященный 200-летию байройтского мастера, стартовавший задолго до самой даты постановками именитых европейских театров, завершится на белорусской сцене. Впервые в истории нашей страны интернациональная команда постановщиков осуществит грандиозную премьеру оперы «Летучий голландец» – оперы о великой любви, способной преодолеть все препятствия, исполнить все мечты, воплотить все желания, увести в иной прекрасный мир.
Как и почти всем произведениям мастера, созданию «Голландца» предшествовала романтическая история, позже описанная Вагнером в мемуарах, – морское путешествие из Риги в Лондон, многодневный шторм, вынужденная остановка в одном из норвежских фьордов и – «несказанное ощущение благополучия охватило меня, когда эхо oт колоссальных гранитных стен подхватило восклицание, с которым команда опускала якорь и поднимала паруса. Это восклицание с его коротким ритмом запечатлелось в моей памяти как утешительное предзнаменование — из него сложилась тема матросской песни в «Летучем голландце», с замыслом которого я носился уже и тогда; именно в те дни этот замысел под влиянием только что полученных впечатлений обрел конкретный поэтически-музыкальный оттенок». С «Летучего голландца», поставленного 170 лет назад в Дрездене, и начался «истинный» Вагнер – революционер, идеолог, полемист, манифестатор. Впервые выступив как автор либретто и музыки, контурно наметив черты своего неповторимого стиля будущей реформы музыкального театра, в этой опере композитор впервые заговорил собственным музыкальным языком, который до конца станет понятен только будущим поколениям.