Спектакль «Нет лет» Вениамина Смехова – представление завораживающее. В новом времени он сохраняет и продолжает лучшие традиции Театра на Таганке – «театра поэзии». Спектакль неразрывно связан с классикой жанра поэтических представлений Таганки Юрия Любимова. В композиции лучшие стихи Евгения Евтушенко – и ранние, и нынешние.
Спектакль – творческая удача Таганки с замечательными актёрскими работами и точно переданной атмосферой 60-х. Интеллектуальное зажигательное начало у Вениамина Смехова. Трибунша, чувственная, трагическая Татьяна Сидоренко, грустные, смурные мужики Анатолий Васильев и Алексей Граббе. В «хоре» молодых актёров, прежде всего, выделяется Дмитрий Высоцкий, артист прекрасный!
Евтушенко звучит в лучшем исполнении! Мягкий, лиричный поэт, не трибун, не гражданский ритор. Нежность, словотворчество, звукоряд, аллитерация - вот видение Смехова. Только однажды Евтушенко-гражданин о себе напомнит: в очень сильно сделанной сцене про Прагу-68: «Танки идут по солдатам, / Сидящим внутри этих танков». Но рефрен постановки - верный: "Я разный. – я натруженный. и праздный, я целе- и нецелесообразный.»
Тема важная – и она сопрягается с темой Юрия Любимова. Тут рифма для двух художников: Любимов часто говорил, что он не хотел быть политическим художником, что в политику и гражданственность его затягивала власть. А Таганку он делал глобальным эстетическим экспериментом, и уже один этот эстетический, художнический протест был политичен, был антисоветизмом. Смыслы не были антисоветскими, а методы - да. Так и с Евтушенко. Вообще спектакль – ясный.
Еще одно свойство постановки – Смехов дает совершенно дивные цитаты из критиков Евтушенко. И видно, как поэт, казалось бы упакованный и обласканный, страдал от внутрикорпоративной критики. Совершенно мерзотные цитаты от Веры Инбер, от почвенника Солоухина, от каких-то рабочих с завода – про непатриотичность, про западническую тенденцию, про антисоветчину. Ну примерно все то, что сегодня культур-патриоты предъявляют молодым.
Для справки: спектакль «Нет лет» появился в репертуаре, в первую очередь, благодаря идее и просьбе самого Евгения Евтушенко. Премьера спектакля состоялась 24 апреля 2013 года. Сценографию и свет ставил Владислав Фролов, костюмы разработала Мария Данилова, пластикой занималась Ольга Насырова, музыкальным оформлением — Татьяна Жанова.