24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a
Обучение

Лекционный цикл в рамках выставочного проекта «Современники ХХ. Столетие белорусского портрета»

Мероприятие в этом городе уже прошло

Описание

Мы начинаем новый лекционный цикл в рамках выставочного проекта «Современники ХХ. Столетие белорусского портрета».

На этот раз цикл будет посвящен эволюции развития в ХХ веке одного из самых загадочных и интересных жанров на протяжении всей истории искусств — портрета. Перед началом каждой лекции вы сможете прослушать 15-минутный «Рассказ об одном из портретов выставки».

Вход на мероприятие по билету в музей.

Программа лектория:

16 декабря в 16:00  —  «Поиски национального образа. Белорусский портрет 1920–1930-х годов». Читает Ольга Архипова, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

1920-е годы в белорусской культуре ознаменованы большим интересом к «местному колориту» — национальным традициям и народному искусству. Это был период национального возрождения, осмысления собственной истории, когда многие художники стремились расшифровать самобытные традиции прошлого, «разговорить» национальную культуру, начать вести с ней плодотворный диалог в границах профессиональной живописной традиции. Как ощущение времени меняет подходы и манеры художников к изображению человека? Какой он национальный типаж? И можно ли говорить о явлении «белорусского портрета» в искусстве 1920–1930-х гг.? Обо всем об этом вы узнаете на лекции.

23 декабря в 16:00 —  «Сталин в белорусском изобразительном искусстве». Читает Александр Гужаловский, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии, музеологии и истории искусств Белорусского государственного университета.

На протяжении четверти века — с 1929 по 1953 год – образ Сталина занимал центральное место в советском изобразительном искусстве. Памятники вождю, «отцу народов», генералиссимусу украшали площади, парки и скверы крупных и маленьких городов СССР и стран социалистического лагеря, портреты и жанровые сцены с изображением Сталина год за годом пополняли коллекции музеев. Изобразительная Сталиниана стала ярким примером мифологизации личности в искусстве. О том, как создавался сталинский изобразительный миф в белорусском искусстве, расскажут полотна А. Шибнева, В. Волкова, И. Ахремчика, А. Мозолева, И. Давидовича. Сегодня, когда дым легенд еще не развеян и миф о Сталине еще не умер, но многих свидетельств эпохи уже не существует, когда с постмодернистской иронией современные художники переосмысливают произведения советского времени, у нас есть возможность историзировать сталинскую эпоху в белорусском искусстве, подвергнуть ее рефлексии и, конечно, сформировать о ней свое собственное мнение.

13 января в 16:00 — «Это Я! Самопрезентация художника перед лицом вечности в белорусском автопортрете ХХ века». Читает Надежда Усова, искусствовед, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь.

Автопортрет — один из наиболее загадочных жанров в искусстве. Почему один художник без устали всю жизнь пишет себя, как, например, старейший минский нонконформист Виталий Чернобрисов, а другой напишет себя от силы 2–3 раза за всю свою творческую жизнь? При всем типологическом ограничении «человека в раме» автопортреты в искусстве Беларуси — жанр наиболее свободный: есть почти хулиганские карнавальные автопортреты, есть портреты-отражения депрессии и ипохондрии, есть философско-фундаментальные с Музой или Смертью, есть камерно-домашние — с женой, детьми, любимыми животными.

Что такое автопортрет для художника: исповедь, самопрезентация, саморефлексия, нарциссизм, элемент игры со зрителем? Некоторые тонкости автопортретов белорусских художников ХХ века — как интереснейшего подтипа старейшего жанра — вы узнаете на лекции.

20 января в 16:00 — «Сквозь ХХ век. Белорусский скульптурный портрет от Малевича до Варвашени». Читает Павел Войницкий, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Белорусского национального технического университета.

ХХ век — один из самых, сложных и во многом противоречивых периодов в развитии искусства. Быстрая смена творческих программ, стилевых ориентиров создала полифоничную и насыщенную картину развития скульптуры этого столетия. К сожалению, представить целостную панораму этого вида искусства в рамках выставочного не представляется возможным. Многие «программные произведения» утрачены навсегда, а у ряда художников в истории белорусского искусства остались только имена. Задача данной лекции — воссоздать общую картину развития белорусской скульптуры рассматриваемого периода в совокупности экспериментальных поисков и классических традиций. Автор раскроет индивидуальность творческих особенностей таких мастеров белорусской скульптуры XX столетия, как Д. Якерсон, А. Грубе, М. Айзенштадт, А. Глебов, С. Селиханов, А. Аникейчик, С. Вакар и многих других.

27 января в 16:00 — «Портрет «открытого» формата. Эпоха перестройки и гласности. 1980–1990-е». Читает Екатерина Изофатова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заведующий отделом современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

Конец 1980–1990-х годов — одна из ярких страниц в истории белорусского искусства. Это время кардинальных художественно-эстетических изменений: разделения на «официальный» и «неофициальный» полюса художественной культуры, смены единой концепции социалистического реализма многообразием художественных идей, направлений и течений. Все это, безусловно, отразилось на эволюции жанра портрета. Обостренная чувствительность, присущая эпохе перемен, выразилась в усилении психологического начала, символической содержательности, метафорической иносказательности. Гротеск и ирония, сомнения и тревоги, отказ от сходства с моделью и широкая ассоциативность мышления, душевная боль и отчужденность — такова картина поиска образа человека. Каково «лицо» современника конца ХХ века? Каковы «границы» жанра портрета в искусстве этого периода? Эти и другие вопросы будут рассмотрены на лекции.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
  • Стоимость:

    Вход на мероприятие по билету в музей

Оставить отзыв
Этот сайт использует cookies
Понятно