Рецензия
Игра не по правилам
Спектакль Театра белорусской драматургии «Роман + Юлия» жанрово обозначен как мюзикл. И это накладывает на него определенные обязательства.
Не очень красивым словом «синтетический» называют актеров, которые не только играют, но еще умеют петь, танцевать, хорошо владеют своим телом и могут делать акробатические трюки. Сегодня синтетические актеры для большинства зрителей — это звезды эстрады. Они перемещаются из одного телевизионного проекта в другой: поют, танцуют, летают под куполом цирка, входят в клетки с хищниками, потом впервые в жизни становятся на коньки и катают «шедевральные» программы.
Театр по телевизору не показывают. И сегодня театральные актеры со всеми своими умениями остаются в тени. Например, на белорусской сцене много поющих актеров, а кто об этом знает? И поэтому на любую попытку, удачную или нет, напомнить и рассказать о том, что в театре можно больше, чем заплакать в нужный момент по системе Станиславского, хочется обращать внимание.
«Роман + Юлия» — спектакль, в котором много поют. Спектакль, сделанный вопреки законам жанра. В нем есть основные признаки мюзикла: незатейливый сюжет, переплетение диалогов, пения, музыки, танцев. Но ему очень не хватает зрелищности. Мюзикл требует масштаба, а не камерности сцены РТБД. Требует яркости, блеска, а не аскетичных декораций-лент. Эффектных массовых сцен, а не только одну дискотеку-драку в начале.
Конечно, из игры не по правилам жанра иногда получаются очень интересные вещи. Например, Александр Митта в своем фильме «Экипаж» (там, где Георгий Жжёнов очень долго сажает самолёт) нарушил законы фильма-катастрофы и сделал длинное обстоятельное начало о личной жизни каждого из героев. Очень удачно нарушил.
«Роман + Юлия» за нарушение правил любить нельзя, потому что получилось как-то куцо для мюзикла и как-то мелковато для спектакля. Зрелища нет, и его отсутствие ничто не уравновешивает. Могли бы, конечно, уравновесить драматизм и развитие образов, но этого нельзя добиться из-за резкого перехода от текста к песне. Например, героиня говорит об аборте, который она делать не собирается, и вдруг начинает петь что-то такое… популярное. Где уж тут зрителю вжаться в кресло от тревоги и безвыходности. Гармоничности в постановке не хватает.
Один из самых больших плюсов спектакля — современный драматургический материал. И словом «современный» я хочу не обозначить принадлежность Дианы Балыко к текущему литературному процессу, а обратить внимание на то, что в пьесе разговаривают по мобильным телефонам, болеют сахарным диабетом и ездят на стажировки в Англию. Сейчас белорусская литература очень остро переживает проблему несовременности. Многие авторы пишут о каком-то параллельном мире без SMS, компьютеров, общественного транспорта; у нас мало городской литературы, в которой мы бы узнавали города, площади, скверы, улицы. Пьесы о современных белорусах — самая большая литературно-театральная проблема. «Роман + Юлия» (несмотря на заимствование сюжета — «Ромео и Джульетта»— у Шекспира) на толику приближает нас к ее решению.
Стоит сходить, если хотите послушать, как могут петь актеры в драматическом театре. Обращаешь внимание на искреннего Дениса Паршина (Роман, Вован) и на юношеско-максималистскую непосредственность дуэта Андрея Бибикова (Роман) — Надежды Цветковой (Юлия). Можно пойти, если хочется такой легкости, когда все ясно после первых десяти минут, кроме конца: будут вместе или расстанутся навсегда. Замысловатости и вопросов без ответа не будет.
Автор - Елена Мальчевская