3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Спектакли

«ЧеHow XXI» – театральный mix к 150-летию А.П.Чехова в РТБД!

Мероприятие в этом городе уже прошло

Центр белорусской драматургии и режиссуры и Белорусская государственная академия искусств 8 февраля приглашают минчан и гостей столицы в Республиканский театр белорусской драматургии, где публике будет представлен театральный mix "ЧеHow XXI", посвященный 150-летию со дня рождения великого классика русской литературы Антона Павловича Чехова. В программе: Кинозарисовка по произведению "Из дневника одной девицы" Режиссер – Анна Нахлупина (студентка 4-го курса БГАМ) Комедия "Ночь перед судом" Режиссер – Виктория Лазарева Отрывки из пьесы "Безотцовщина" Режиссер – Екатерина Аверкова Комедия "Трагик поневоле" Режиссер – Роман Дервоед Прочтение оперы "Юбилей" Режиссер – Анна Моторная Творческая лаборатория "Мы и Чехов" Драматург – Алеся Сабело (студентка 5-го курса БГУКиИ) Режиссер – Виктория Колос (студентка 3-го курса БГУКиИ) Драматург – Алексей Шамоль (студент 1-го курса БГУКиИ) Режиссер – Дарья Малиновская Постановка mixa – Наталья Слащева (студентка 4-го курса БГАМ) Идея и организация – Александр Марченко, Алексей Стрельников, Наталья Волонцевич, Виктория Белякова (студентка 2-го курса БГАМ), Надежда Попковская (студентка 1-го курса БГАМ), Анна Нахлупина (студентка 4-го курса БГАМ). - Начало – 18.00.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   

Рецензия

Спектакль «ЧеHow XXI» – театральный mix к 150-летию А.П.Чехова в РТБД!»

А не замахнуться ли нам, товарищи…

Юбилей Чехова молодые белорусские режиссеры отметили экспериментами с его малой драматургией.
Есть при Республиканском театре белорусской драматургии Центр белорусской драматургии и режиссуры. Это своеобразная лаборатория, в которой ставят театральные эксперименты и работают с загадочной «новой» драмой и другими современными пьесами. Молодые неуемные режиссеры то читку пьесы Павла Пряжко «Урожай» устроят, то пьесу «Хлам» Михаила Дурненкова поставят. Экспериментируют, в общем. Иногда удачно, иногда нет.

Очередной эксперимент, организованный Центром белорусской драматургии и режиссуры совместно с Белорусской государственной академией искусств, был приурочен к юбилею А.П. Чехова. “Чеhow XXI” — театральный mix, коллаж из не самых известных произведений Чехова. Молодые режиссеры пытались найти ответ на вопрос: какой Чехов нам нужен в XXI веке? В чем его современность и своевременность? “How” — как: как его надо ставить?

Тяга к выразительным переименованиям — отличительная черта нашего времени. И чем особенно хороша эта игра слов и языков, так это тем, что она показывает, как изменяется вектор творческих амбиций. Совсем недавно был «Облом-off» российского «нового» драматурга и режиссера Михаила Угарова. И это “off” выражало желание театральной молодежи сломать, удалить, отделить, перечеркнуть театральное наследие, «сбросить Пушкина с парохода современности» и уплыть на этом пароходе в неизвестном направлении.

Теперь вот “Чеhow”. “How” — желание перечеркивать пропало, сменилось желанием расшифровать, соотнести с современностью: КАК это понимать, трактовать, ставить?

Драматурги, режиссеры и сценографы попытались ответить на этот вопрос 8 февраля на сцене Республиканского театра белорусской драматургии. Театральный mix “Чеhow XXI” длился четыре часа — представлений о Чехове было много: сценографические макеты, читки современных пьес, посвященных Чехову, читки произведений самого Чехова, отрывки, пластические «перебивки» между «номерами» программы, кинозарисовка, кукольный театр и даже опера.

Уровень работ, представленных в mix’е, был очень разным. Не будем останавливаться на откровенно провальных, где «кукольники», например, забывали, что у них на руках перчаточные куклы, и с размаху били лбами своих героев о чемодан, который открывали. Расскажу о том, что было интересно. О начале и конце…

Вечер начался очень оптимистически и обнадеживающе. В фойе театра, у входа в зал зрителей настраивала на Чехова небольшая выставка сценографических макетов студентов БГАИ (художественный руководитель — один из самых известных сценографов Беларуси Борис Герлован). Три сценических решения для пьес Чехова, из которых лично мне больше всего запомнился макет Ольги Щербинской для спектакля «Три сестры»: пространство сцены — фотоальбом, и про чужую жизнь мы узнаем, рассматривая чужие фотографии.
Сценография самого mix’а была создана «из подручных средств», и, заходя в зал, зрители видели на заднике большой белый экран, а перед ним ― ряд разных стульев. “Чеhow XXI” начался с того, что по этому ряду стали шагать девушки. Они шагали, уступали и не уступали друг другу дорогу, присаживались, обували туфли. Сначала даже подумалось: «Вот они какие, современные «Три сестры»… Но количество девушек стремительно увеличивалось… Это были не сестры, это были ребусы. Из собственных тел, стульев и разнообразных вещей (например, зонта) девушки складывали слова, которые настраивали зал на новый отрывок и представляли его (сообразительный зритель с хорошим ассоциативным мышлением должен был успеть их разгадать).

Самым ярким моментом начала стала комедия «Трагик поневоле» (режиссер ― Роман Дервоед). Историю Чехова о премьерном выходе актеров на сцену Владимир Глотов и Семен Жбанков (два молодых актера Русского театра) разыграли просто, иронично и смешно: они в меру куражились, для зрителей «читалось» прошлое их персонажей, та история, с которой они вышли на сцену…
За обнадеживающим началом шла длинная и та самая, провальная, часть с читками и кукольным театром, которая как следует испытала терпение зрителей и многих заставила уйти в антракте (а то и раньше).

После антракта было интереснее. Смотрели отрывки из пьесы «Безотцовщина». Определить жанр, в котором они были сделаны сложно: не просто читка, но и не готовый спектакль — скорее было похоже на репетицию (актеры на сцене с текстом: иногда читают, иногда отрываются от него, много двигаются). Интересно режиссерское решение Екатерины Аверковой — ввод автора (актер РТБД Геннадий Гаранский), который читает ремарки. Автор — главный на сцене. Героям чего-то не хочется (целовать руку, садиться на определенное место, выходить), однако автор от них этого настойчиво требует и приходится подчиниться… Единственное, чего не хватало этому решению, ― это хороших, сильных актерских работ (вместо «с лету» прочитанного и выкрикнутого новым поколением актеров СХТ чеховского текста).

«На десерт» зрителям предложили очень достойный и смешной шарж Анны Моторной на оперу Сергея Кортеса «Юбилей». Контора превратилась в офис, печатную машинку сменил ноутбук, в пространстве сцены засуетились секретарши в современных деловых костюмах… Проблемы осовременивать не пришлось — у нас они точно такие же…

А в самом конце вечера на экране под аплодисменты актеров и зрителей появился известный (вряд ли без него обошелся хоть один учебник по литературе или энциклопедия) портрет Чехова. Но выражение лица, как мне показалось, у классика было непривычное. Не иронично-добродушное, как обычно, а скептическое.

Чехов скептически смотрел на то, что ответ на вопрос “How?” так и не нашли. Собрались, поэкспериментировали, показали, посмотрели, поаплодировали, но «Как?», так и не поняли, не почувствовали, не разгадали…

Елена Мальчевская

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы
Афиша театров afisha.relax.by представляет вашему вниманию спектакль ««ЧеHow XXI» – театральный mix к 150-летию А.П.Чехова в РТБД!» в Минске. Место проведения спектакля - «Республиканский театр белорусской драматургии» . У нас вы можете ознакомиться с расписанием, стоимостью билетов, отзывами, кратким описанием, оставить свой отзыв о спектакле.