Рецензия
Загадка Богдановича
Спектакль «Дневник поэта» обещал стать одним из самых интересных проектов этой театральной зимы. Можно сказать, что в нем сложилось лучшее, что есть в белорусском театре, — драматургия Сергея Ковалева, режиссура Виталия Барковского, актерский ансамбль Театра белорусской драматургии. Да к тому же тема спектакля — Максим Богданович, один из самых загадочных белорусских литераторов. Какое-то время назад в литературоведческих кругах активно обсуждали так называемый «интимный дневник Богдановича», в котором описывались любовные похождения поэта: печатать его или нет... Содержание дневника плюс именно этот вопрос о возможности его публикации и стали предметом пьесы Ковалева, филолога по своей основной специальности.
Спектакль состоит из двух частей. В первой действие происходит с Богдановичем в Крыму, во второй — в наши дни в редакции одного из литературных журналов, куда таинственным образом попадает заветная рукопись. Несмотря на то, что сюжет предельно бытовой (во всяком случае, именно бытовому должно в нем противостоять духовное), режиссер решает спектакль в предельно абстрактной манере, минимум сценографии, условные, едва намекающие на время костюмы, манерные, геометрические мизансцены, а из Крыма только шум прибоя. Единственным элементом декорации являются ширмы, затянутые леской, — герои легко ходят сквозь эти «стены». В решающие моменты обоих частей герои раздвигают или наоборот сдвигают эти ширмы — образ прозрачен. Чтобы прорваться к настоящему, подлинному творчеству, художнику нередко приходится обнажиться («когда б вы знали из какого сора»), но стоит ли заглядывать в его обнаженность?.. Что мы увидим там? К сожалению, только то, что искали. Суметь вознестись над суетным — в этом суть творчества, в том числе и творчества быть читателем.
Несмотря на то, что месседж спектакля ясен, его образная структура все равно вызывает вопросы. Действие в ряде эпизодов кажется затянутым, далеко не все пластические этюды оправданы. В сюжетах двух частей существуют явные параллели, но в спектакле они не выведены, как должно. В итоге, например, линия героев Константина Воронова и Анастасии Бобровой кажется логически незавершенной. Следует отметить, что за исключением этих двух артистов спектакль исполняется в двух неравнозначных составах. Марченко-Богданович со своим пронзительным взглядом выглядит не в пример более «не от мира сего», чем его дублер Денис Паршин. Поэтому если первый состав (Марченко-Сидоркевич-Сигов) играет нечто декадентское, близкое серебрянному веку, то второй состав (Паршин-Боярова-Добровольский) кажется более земным. В итоге просится вывод, что сквозного объединяющего концепта для постановки не было, что строгость мизансцен является чуть ли не самоцелью, что, впрочем, для В.Барковского было бы привычным упреком.
Подытожим. Новый спектакль Театра белорусской драматургии, с одной стороны, представляет собой интерес для любителей окололитературной «клубнички» (но для того, чтобы ее воспринять, необходимо, как минимум, знать, кто такой Богданович), с другой, — для ценителей арт-хаусной режиссерской постановочной манеры, чуть скучной, иногда откровенно смешной. И горе вам, если вы не представитель ни того, ни другого.