Рецензия
Неравносторонний треугольник
Спектакль «Голубчик» поставил известный режиссер Рид Талипов. У него, к сожалению, нет своего театра, и он ставит то тут, то там по всей Беларуси. По слухам, например, его «Васса» по М.Горькому в Витебске есть нечто выдающееся. Уже поэтому спектакль Театра киноактера вызывает интерес. Кроме того, Талипов давно не ставил в Минске.
Первое, что бросается в глаза, — поверхностная драматургия. Сюжет выглядит достаточно схематичным, предугадываемым. Это само по себе не так плохо, но вкупе с плоско выписанными персонажами, которые изъясняются кондовым языком, мы получаем не самый интересный пример мелодрамы. Все это наслаивается на достаточно приличное исполнение, но актеры вынуждены играть подтекст, потому что реплики, из которых собран текст, представляют собой сплошную банальность.
Хотя нельзя не признать, что сама ситуация, описываемая в пьесе, небезынтересна. Дама воспитывает молодого человека и влюбляется в него. Это чувство взаимно, но существуют условности (настоящая мать, невеста), которые являются не столько внешними препятствиями, сколько внутренними, герои опутаны обязательствами, дружескими отношениями и т.д. Таким образом выстраивается «треугольник» он-она-среда. Спектакль обещал вырасти в интересную притчу в духе «их нравы». Стоило только правильно расставить акценты...
Отдельно стоит отметить оформление спектакля. Все светло и чисто. Музыка тоже настраивает на совершенно определенные эмоции и опять-таки на «нездешность» ситуации. Декорации расставлены таким образом, что артисты будто бы оказываются в коробке, а элегантные столики заставляют их лавировать по площадке, придавая мизансценам затейливость и витиеватость. А еще суетливость. Большинство персонажей утонуло в мелких, необязательных действиях и репликах. Во всяком случае, героиня Любови Румянцевой, которая на фоне остальных персонажей движется, говорит — в общем, существует с большим достоинством, — выглядит более выигрышно. Ее персонаж Леа де Лонваль является безусловным протагонистом спектакля. Это она сделала, это она воспитала, это она влюбилась и влюбила в себя. И чем скромнее держит себя Леа, тем более чувствуются страсти, что бушуют в ней, то несказанное, выстраданное... В конце она остается одна, трагически воздевает руки, но уже поздно.
К сожалению, короля (королеву в данном случае) делает свита. И партнер Л.Румянцевой Константин Конюхов, от которого на самом деле зависело очень и очень много, выглядит в этой роли... инфантильно. Нет, именно таким он и должен был быть поначалу, выбирая между привязанностью и жаждой развлечений последнее. Однако финал спектакля показывает нам ту эволюцию, которую проходит герой, к сожалению, никак не отыгранной молодым артистом. Голубчик должен был возмужать, осознать свою ответственность, стать наконец мужчиной, достойным своей воспитательницы. Это, к сожалению, нельзя сыграть голосом, эффектной мизансценой, «взрослым» взглядом — можно только произвести подобное впечатление... Голубчик К.Конюхова — это тот нередкий случай в белорусском театре, когда есть фактура, но она не вырастает в полнокровный образ. Остается надеяться, что с эффект возникнет с опытом.
А пока чувствуется дисбаланс в образной структуре всего спектакля, любовный треугольник начинает «хромать», акценты смещаются в пользу банальной мелодрамы. В результате мы имеем бенефисный спектакль, интересный скорее поклонникам таланта Любови Румянцевой.