Балет в 2-х действиях
В. Савчик
Хореография и либретто народного артиста Беларуси В. Иванова
Постановка осуществлена при содействии Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства
"Ассоль" — белорусский балет, в основе которого — знаменитая повесть Александра Грина "Алые паруса", написанная в 1916–1922 годах и получавшая неоднократное воплощение на сцене и на экране.
Сегодня, кстати, многие уже не помнят, что настоящая фамилия Грина — Гриневицкий, или в русифицированном переводе — Гриневский. Его отец, белорус Стефан Гриневицкий (русифицированное Степан Евсеевич Гриневский (1843–1914), происходил из белорусской шляхты и был родом из Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи (сегодня это Миорский район Витебской области). За участие в восстании Кастуся Калиновского 1863 года Стефан Гриневицкий был сослан в Колывань Томской губернии, а затем в 1868 году ему было разрешено переехать в Вятскую губернию. Здесь у него в браке с Анной Степановной Гриневской (в девичестве Лепковой) в 1880 году родился сын Александр.
В свое время над "Алыми парусами" работали такие разные мастера, как талантливый "сказочник" — кинорежиссер Александр Птушко, режиссер Борис Степанцев, композитор Максим Дунаевский, поэт Леонид Дербенев. Действительно, история о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте не может не вдохновлять.
Однако композитор Владимир Савчик и балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Владимир Иванов прочли эту историю каждый по-своему. Савчик создал музыкальное решение, далекое от нежно-романтических тонов, Иванов предпринял попытку переложить романтическую прозу Грина на современный и экспрессивный язык балета. Те, кто ожидает насладиться томными девичьими вздохами, будут несколько разочарованы. Зрителей ждет мир страстей и соблазнов, путешествие в подводное царство, и масса самых противоречивых впечатлений. Спектакль "Ассоль" — это не мир сказки, а стремительное драйвовое действо, рвущееся к зрителю на всех парусах. Пусть и не совсем алых. Их, кстати, в спектакле не будет вовсе. Как не будет и некоторых привычных персонажей: отца героини — моряка Лонгрена, старика Эгля, встретившегося ей в лесу. Зато в балете есть новый персонаж — Рассказчик, о котором никогда нельзя сказать точно, что у него на уме (кто знает, может это сам автор повести?) Потому вас ждут отнюдь не канонические "Алые паруса". К тому же нельзя точно сказать — где и когда происходит это действие. По признанию Иванова, он бы хотел избавить историю от каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала вне времени и пространства.