Рецензия
Идеальный друг
Спектакль «Идельный муж» в моем представлении идеален для репертуара Театра имени М.Горького. Классический, но смешной (а значит, понятный) текст, традиционное, но отнюдь не нафталинное оформление, молодежная и возрастная часть труппы представлена в равных пропорциях. В режиссуре Аркадия Каца, который в профессии уже около полувека, находится место и для эффектного пластического этюда, и для выразительной статической мизансцены - т.е. она почему-то не так архаична, как многие-многие спектакли его более молодых белорусских коллег. Идеальное сочетание традиции и новации.
Есть в постановке хорошие роли. Меня лично удивил Алексей Шедько, который часто появляется в главных ролях, но что в «Трехгрошовой опере», что в «Пойманном сетью» ему достались роли скорей эксцентричные, в которых важно эффектно вскрикнуть и принять выразительную позу. В «Идеальном муже» Шедько приходится достаточно долго в замешательстве сидеть на диване и ничего не говорить. И это у него здорово выходит. Хотя приходится признать, что если судить по спектаклю, по действию, то отнюдь не его персонаж является главным для этого спектакля. Мы, по сути, становимся свидетелями бенефиса Сегея Чекереса в роли лорда Горинга, которому приходится уж как только не извиваться, дабы вытащить своего приятеля из беды. Думаю, даже тем, кто себя к поклонникам этого артиста не относит, придется признать, что пластически рисунок роли прописан и выполнен на «отлично».
Из женских ролей сложно кого-то выделить, потому что и у Бэлы Масумян, и у Вероники Пляшкевич блестяще сделанные, но все-таки эпизоды. Но однозначно стоит отметить Оксану Лесную, у которой получился интересный образ интриганки леди Чивли, которой приходится бесконечно самоутверждаться в этом жестком мире мужчин. Сцена, где она ставит ультиматум министру иностранных дел, очень остроумна сама по себе, и артистка выдерживает ее тон очень здорово. К сожалению, что выясняется ближе к концу, быть на равных с мужчинами она может только «женскими штучками», которые хоть как-то уберегают ее от грубой силы. Если честно, из всех значимых персонажей этой пьесы именно миссис Чивли вызывает хоть какое-то сочувствие, ибо она отличается от сэра Роберта Чилтерна только тем, что не скрывает своих корыстных побуждений. Он же высокопарно говорит о любви, о долге, о чести, а действует вполне себе ее методами. И то, что в спектакле тем не менее он выглядит персонажем положительным, видится вполне в русле нашей традиции восприятия политиков... «Лес рубят - щепки летят», «Кадры решают все» - или какие там еще пословицы в тему… Во всяком случае в преддверии выборов в парламент спектакль неоднократно вызывал улыбку.
В спектакле очень много юмора. Супруги Чилтерн, например, ведут себя, как на дипломатическом приеме. Что-то вроде: «Я вас люблю», - вытянувшись в струнку, объявляет леди Чилтерн, будто бы вручает официальную ноту, обходит своего супруга и удаляется (не уходит, не убегает, а именно «удаляется» или «покидает»). Про знаменитого премьер-министра Дизраэли рассказывают, будто бы он женился на добродушной, но весьма недалекой особе, и после интеллектуальных схваток в британском парламенте возвращался домой и просто отдыхал душой под ее щебетанье. Возможно, у Роберта Чилтерна все наоборот - на работе все настолько скучно, что ради поддержания себя в дипломатической форме пришлось ввести весь этикет дома... В любом случае смотреть на это очень забавно.
В завершении отмечу, что, на мой взгляд, «Идеальный муж» - пока лучшая премьера Театра в 2008 году.