Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a
Кино

Ретроспектива «Кинематограф Милоша Формана»

Мероприятие в этом городе уже прошло

Жанр Ретроспектива

В связи с 85-летием [18.02.1932] знаменитого чешского кинорежиссёра.

01 марта в 15:00 и 18:30
ЧЁРНЫЙ ПЁТР
(Cerný Petr). Чехословакия, 1963, ч/б, 86 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: Л. Яким, П. Мартинкова, Я. Вострчил, В. Пухольт, П. Седлачек.
Лирическая комедия о судьбе сына почтальона, которого отец по причине отсутствия средств на образование устраивает в магазин самообслуживания, где тот должен шпионить за покупателями, чего сам юноша не хочет… Полнометражный дебют Формана впечатляет сочетанием достоверности неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев в исполнении как профессиональных, так и непрофессиональных актеров.
Очаровывающий пленительной естественностью проявлений молодости, робостью подростков, мучительными поисками ответов на терзавшие их вопросы, подкупающий интимностью передачи эротического любопытства, фильм согрет мягкой иронией и сочувствием к молодым. Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знание выводимого на экран материала, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и – главное – обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана ("Любовные похождения блондинки" и "Бал пожарных") революционным событием в кино ЧССР, а самого режиссера – признанным лидером так называемой "новой чешской волны". Россыпью «говорящих» деталей обыденной жизни режиссер создает обобщенные портреты отцов и детей – тех, кто пережил несколько режимов со всеми вытекающими отсюда последствиями, и тех, кто только знакомится с миром взрослых и «преступно» разрушает его мораль своей наивностью и незнанием установленных правил. 

03 марта в 15:00 и 18:30
ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ БЛОНДИНКИ
(Lasky Jedne Plavovlasky).
Чехословакия, 1965, ч/б, 85 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: Г. Брейхова, В. Пухолт, В. Меншик, И. Кейл, И. Грубы.
Трогательная трагикомедия о том, как девушке из маленького городка очень хочется принять случайную связь с музыкантом из Праги за «любовь до гроба». Он и не подозревает, что мимолетная интрижка обернется нежданной гостьей на пороге столичной квартиры… Образцовый фильм чешской новой волны, хорошо усвоившей уроки французского – натурные съемки, непрофессиональные актеры, "непреднамеренная" камера. Юмор Формана становится тут глубже и агрессивнее и явно нацелен на старшее поколение. Фильм имел грандиозный успех как на родине (за 5 месяцев проката его посмотрела половина населения Чехословакии – 6 млн. человек), так и за рубежом. 

10 марта в 15:00 и 18:30
ГОРИТ, МОЯ БАРЫШНЯ…
(Horí, má panenko). Италия – Чехословакия, 1967, 71 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: Я. Востричел, Й. Себанек, Й. Валнога, Ф. Дебелка, Й. Колб.
Легкая, увлекательная сатирическая комедия с чередой плотно следующих друг за другом смешных эпизодов, основанная на реальном событии – бале пожарных, на котором постановщику довелось присутствовать лично в маленьком чехословацком городке Врхлаби. Добиваясь максимальной органичности, Форман почти все роли поручил местным жителям, предоставив им максимальную свободу: текст они не учили, а лишь импровизировали в кадре на заданную тему. В итоге получилось еще одно яркое киносвидетельство состояния морали современного общества, где всё фальшиво и наиграно: если поздравления, то штампованные, если слова благодарности, то заранее заученные, если казённое имущество то его обязательно кто-нибудь разворует, ну а секса, разумеется, официально нет, но если очень хочется, то под столом… Нелицеприятный взгляд на чешский национальный характер, того самого «среднего человека», на которого в ходе социалистического эксперимента возлагались все надежды, обернулся для Формана угрозой десяти лет тюрьмы «за нанесение экономического ущерба» (продюсер потребовал вернуть деньги), судьбоносной встречей в Париже с Франсуа Трюффо и его коллегами, которые выкупили фильм у чехословацкого правительства и на волне событий Пражской весны организовали его успешный мировой прокат под названием «Бал пожарных», открытием принципиально новых творческих перспектив. 

15 марта в 15:00 и 18:30
ОТРЫВ
(Taking Off). США, 1971, 87 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: Т. Тернер, К. Бэйтс, Л. Карлин, Б. Хенри, Д. Энгел.
Первый заокеанский фильм Формана содержит необычный взгляд на американский образ жизни с точки зрения двух разных поколений: в поисках сбежавшей из дома девушки-подростка ее консервативные родители открывают для себя много такого, о чем ранее и подумать не могли. Снят фильм по-европейски, в узнаваемой манере режиссера, который в попытке показать Америку глазами иностранца сохраняет верность своей главной теме, методу и стилю. По примеру своих ранних комедий, открывших публике картину реального положения дел, постановщик касается здесь самой чувствительной струны нации, ставя под сомнение один из самых устойчивых мифов – об американской семейной идилии. Малобюджетный (менее 1 млн. $), экспериментальный для студии «Юниверсал» фильм вошел в число лучших лент об Америке начала 70-х, хотя массовый американский зритель не воспринял едкую сатиру на соотечественников и издержки контркультуры. 

17 марта в 15:00 и 18:30
22 марта в 15:00 и 18:30
ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ
(One Flew Over The Cuckoo’s Nest).
США, 1975, 129 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: Д. Николсон, Л. Флейтчер, У. Сэмпсон, Д. Де Вито, Д. Смит.
Возведшая Формана в ранг виднейших режиссёров и принесшая ему мировую славу экранизация во многом автобиографического и ставшего в свое время бестселлером романа-антиутопии Кена Кизи (1962), который трансформирован в исполненную гуманистического пафоса притчу о судьбе личности в современном обществе. Постановщик создал экранную модель тоталитарного общества, общества тюрьмы и психушки, привнеся в американское кино главное, что было в «новой чехословацкой волне» – осознание некрофильского характера любого тоталитарного режима и того факта, что основной осью тоталитарного сознания является культ власти. Начиная с этой картины, находки чешского периода творчества Формана подвергаются высокопрофессиональной огранке и предстают в драгоценном обрамлении (что не в последнюю очередь объясняется финансовыми причинами). Однако философия судьбы молодого поколения (конфликт отцов и детей, изначальное сиротство молодежи, лишенной психологического и социального пространства), художественная логика, социопсихическая поэтика остаются прежними. Меняются некоторые установки, отвечающие европейскому менталитету. Исчезает затянутость ритма, т.н. «чешский сюжет», выстраиваемый как цепочка анекдотов, рассказанных по случаю и объединенных, на первый взгляд, лишь внешне. Но сохраняется карнавальное мироощущение и черный юмор, острота наблюдений, умение ярко и точно увидеть смысл происходящего. Исчезает открытый финал, и появляется формановский хэппи-энд, который, не являясь вполне счастливым, все же оставляет персонажу и зрителю шанс или надежду. Неизменным атрибутом его фильмов становится «story», с помощью которой можно внести порядок в хаос окружающего мира, акцентируя то, что всегда привлекало внимание художника – человеческий интерес к индивиду… При бюджете всего в 4,4 млн. $ лента только в США собрала 109 млн. 

24 марта в 15:00 и 18:30
29 марта в 15:00 и 18:30
АМАДЕЙ
(Amadeus). США, 1984, 180 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: Ф. М. Эбрэхам, Т. Халс, Э. Берридж, Д. Джоунс, Р. Дотрайс.
Шедевр мирового кино о взаимоотношениях Моцарта и Сальери. Блестящая, умная экранизация имевшей огромный успех пьесы Питера Шеффера, в экранном эквиваленте которой постановщик укрупнил во многом автобиографический конфликт гения, которому все дается без труда, и старательно-добросовестной посредственности. Стойкая убежденность Формана в том, что миром управляют слабости и что именно они делают персонаж близким и понятным, оборачиваются тем, что Сальери предстает здесь не злым интриганом (согласно легенде), а человеком, которому дано понимать совершенство, глубоко переживать прекрасное, но отказано в таланте создавать его. И эта высшая несправедливость рождает томление ума и духа, деформирует их, превращая в ад жизнь человека, отмеченного талантом, но не Избранного. В центре фильма – зависть и страсть Сальери, его танталовы муки и бунт против Создателя. Фаустовская тема, которую Форман, оставаясь верным себе, воплощает с веселым сарказмом… Зрителям предлагается полная (режиссерская) версия картины, где ранее непереведенные моменты снабжены субтитрами.

31 марта в 15:00 и 18:30
ВАЛЬМОН
(Valmont). Великобритания – Франция, 1989, 131 мин.
Реж. М. Форман. В ролях: К. Фёрт, А. Бенинг, М. Тилли, Ф. Балк, Ш. Филлипс.
Историческая драма нравов по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» о коварной, чреватой разбитыми сердцами и искалеченными судьбами, авантюре светской львицы маркизы, уязвленной намереньем ее любовника тайно жениться на молодой. В снятом с истинно французским изяществом, легкостью и лукавым галльским юмором ретро-фильме с первых же кадров возникает тема «Черного Петра» – тема молодых, стремящихся познать мир и используемых взрослыми в собственных грязных целях. По излюбленной идее Формана, герои перестают быть свободными и уже не принадлежат себе, становясь марионетками, как только они отказываются от естественного для собственной индивидуальности поведения, начинают играть в предложенные обществом игры, вступают в негласный сговор с совестью ради достижения каких-то целей… 

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы