3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

«Открытие святой красоты»

Мероприятие уже прошло

Жанр Иконопись

Представленные на выставке десять памятников белорусского искусства XVII–XVIII веков – только небольшая часть сохранившегося до наших дней духовного творческого наследия нашего народа. Их экспонирование стало возможным после проведения комплекса реставрационных работ благодаря финансированию специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

Большинство произведений иконописи попадают в музей в сложном техническом состоянии и требуют срочного вмешательства реставратора для их сохранения. Памятники, представленные на выставке, прошли различные консервационно-реставрационные процессы: от укрепления красочного слоя, снятия поверхностных загрязнений и разложившегося лака до раскрытия авторской живописи. Несмотря на общность реставрационных решений, к каждому произведению, исходя из его состояния сохранности, был выработан индивидуальный подход по выбору методики реставрации.

Одной из основных задач реставрации является раскрытие авторской живописи. Поздние записи, не имеющие художественной ценности, удаляются, и живопись приобретает первоначальный вид. Так, вместо коричнево-зелёных тонов появляется серебряный или золотой фон, потемневший лак оживает и приобретает яркость. Икона или картина становится доступной для более глубокого изучения. Под рукой реставратора выступают, оживают скрытые под поздними записями лики Богоматери, Младенца Христа, святых, являя нам образы «святой красоты».

Проведенная реставраторами работа заново открыла для ценителей искусства и исследователей уникальный памятник – икону «Богоматерь Одигитрия», первоначально датированную XVIII–XIX вв. из д. Голынка Минской области. Она была полностью переписана, а ее фон перелевкашен. После удаления позднейших наслоений и раскрытия авторской живописи икона была признана специалистами как произведение XVII в. высочайшего художественного уровня.

Образы Богоматери Одигитрии и Христа Вседержителя (XVIII в.) из Минской области находились под поздними записями, имели значительные утраты красочного слоя и грунта. В результате проведённых реставрационных работ на иконах были расчищены поверхностные загрязнения и разложившийся лак, укреплена основа. После раскрытия авторской живописи краски стали яркими, проявился рисунок складок одежд, орнаментов.

Дублирование основы, кромок холста, укрепление красочного слоя, удаление позднейших наслоений, потемневшего лака – эти реставрационные процессы были применены к холстам, демонстрируемым на выставке: «Распятие» 1806 г., «Святая Мария Магдалина» XVIII в., «Святая в венке» XVIII в., «Богоматерь с предстоящими» XVIII в.

В результате проведённых реставрационных работ стало возможным возвращение иконам облика, близкого к первоначальному замыслу мастера-иконописца, дальнейшее изучение этих произведений и определение их места в общем русле развития древнебелорусской живописи. Эти иконы дают полное представление о своеобразии местной иконописной школы.

Открытие икон, их святой красоты – пример комплексной исследовательской деятельности, проведенной реставраторами: А.С. Шпунтом (реставратор высшей категории), П.Г. Журбеем (реставратор высшей категории), С.В. Шатило (реставратор III категории), Д.А. Карлионовым (реставратор II категории), Е.А. Русаковой (зав. сектором физ.-хим. исследований), С.В. Дикуть (реставратор I категории), С.А. Ишмаевой (реставратор I категории); С.Н. Алишевич (реставратор II категории), Э.А. Пашкиной (реставратор II категории); сотрудниками отдела древнебелорусского искусства: А.А. Ярошевичем, Л.Л. Сысоевой, Е.В. Карпенко, Н.Я. Трифоновой, И.И. Синчуком и всем коллективом Национального художественного музея Республики Беларусь.

Иконы с изображением апостолов из иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря

По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в Национальный художественный музей Республики Беларусь в 2009 г. поступили семь икон из Жировичского Свято-Успенского монастыря Гродненской обл., происходящие из обновляемого ныне иконостаса главного придела Свято-Успенского собора. Уникальный памятник белорусского искусства – Жировичский иконостас –второй четверти XVIII в. высотой свыше 10 метров состоит из местного, апостольского и пророческого рядов. Во 2-м ярусе, с иконой “Спас на троне” в центре, между колоннами стояли четыре иконы апостолов (собранные по двое и по четверо) высотой почти 2 м. В 3-м ярусе в центре находилось изображение “Поклонение иконе Богоматери Жировичской” и две иконы пророков: “Иезекииль и Даниил”, “Иеремия и Исайя”. Изображения жировичских пророков и апостолов не имеют прямых аналогий среди сохранившихся белорусских икон XVIII в. Иконы написаны по тонкому левкасу на основе из хвойного дерева. Торжественное величие новозаветных образов сочетается в них с ренессансной иконографией и мастерской техникой европейской живописи эпохи барокко, например, прекрасное изображение небосвода на фоне икон. Примечательно также отсутствие гравированного орнамента, характерного для белорусских икон XVII–XVIII вв.

В результате изучения удалось точнее датировать эти иконы. В библиотеке Вильнюсского университета современным варшавским исследователем Войцехом Баберским обнаружены контракты 1732 г. пинского епископа Георгия Булгака со столярами Петром Пжелуским и Францишком Пшитульским на изготовление иконостаса. Мастера обязались к Пасхе 1733 г. выполнить столярные работы для трёх ярусов от основания до самого свода. Надзор за работами осуществлял не указанный по имени резчик («сницер»). Контракты, составленные в Пинске, хранятся в делах Жировичского монастыря, поэтому можно предположить, что речь идёт об иконостасе Успенского собора; таким образом, экспонируемые иконы написаны в этот период (1732–1733).

Жировичские иконы практически избежали значительных позднейших поновлений, столь часто встречаемых в музейной реставрационной практике; только «небесные» фоны во второй половине XIX века были закрыты позолотой. В процессе реставрации она, заметно повреждённая временем, была удалена, как и потемневшее защитное покрытие. Раскрытие икон реставраторами обнажило яркий, сочный колорит эпохи барокко с тонкими переходами, напоминающими палитру рококо. Необычайно выразительны и индивидуальны лики апостолов, по исполнению стоящие на грани портретной живописи.

Иконы из Жировичского монастыря, раскрытые в Национальном художественном музее Республики Беларусь реставраторами С.В. Шатило (реставратор III категории), Д.А. Карлионовым (реставратор II категории), С.В. Дикуть (реставратор I категории), открывают исследователям, любителям и ценителям белорусской иконописи доныне неизвестного мастера (или мастерскую) «столичного» художественного уровня. Вместе с тем они дают представление о стилистическом богатстве белорусской иконописи, находившейся в крупных монастырских и городских соборах, которые в 1960–1970-е гг. особенно пострадали от разрушительного государственного атеизма.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку ««Открытие святой красоты»» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный исторический музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.