3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking camera car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Белорусский натюрморт XX века

Мероприятие уже прошло

Жанр Живопись

 На выставке «Белорусский натюрморт XX века» представлены живописные произведения из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, написанные художниками на протяжении минувшего столетия. В фондах музея насчитывается более 200 живописных полотен XX века, выполненных белорусскими мастерами в жанре натюрморта (nature morte – буквально – “мертвая натура”). Большую часть из них составляют картины, созданные уже во второй половине минувшего века. Существование такой очевидной «диспропорции» объясняется революциями, многочисленными разрушительными войнами и социальными катаклизмами, выпавшими на долю Беларуси в первые десятилетия XX века. Многие произведения искусства этого периода были или уничтожены, или вывезены за пределы страны.

В первой половине XX века жанр натюрморта не пользовался такой популярностью среди белорусских живописцев, как сюжетно-тематическая картина, портрет или пейзаж. Однако и те немногие уцелевшие произведения, находящиеся в коллекции музея, в той или иной степени отражают различные направления в развитии жанра, существовавшие в рамках соцреализма, утвердившегося в советском искусстве в начале 1930-х годов. На выставке представлены работы А.А. Астаповича, Ф.И. Дорошевича, В.А. Ясинского, Н.Л. Тарасикова, Д.М. Порохни и др. Многие из них выставлены впервые.

В 1950-е гг., после огромного экономического и духовного урона, нанесенного Великой Отечественной войной, художественная жизнь Беларуси активизировалась: городские, республиканские выставки перемежались со всесоюзными. И хотя главное место во всех экспозициях занимала многофигурная историческая картина, жанр натюрморта был активной составляющей изобразительного искусства 1950-х гг. В творчестве многих художников он, не являясь доминирующим, занимал немаловажное место. В экспозиции натюрморт 1950-х гг. представлен произведениями В.В. Волкова, В.К. Жолток, Н.Е. Пославской, С.Д. Ли, Н.М. Воронова, А.С. Гугеля, А.М. Шевченко и др. Многие работы несут в себе следы старого академического понимания натюрморта – постановочность, уравновешенность композиции. Представленные картины отличаются внешней красотой – живописностью, тонким колористическим письмом, острой наблюдательностью в отображении предметной среды.

В 1960-е гг. Беларусь переживала бурный культурный подъем, формирование новых эстетических идеалов, обогащение достижениями мировой культуры, в определенной степени – свободу мысли и творчества, что выразилось в стилистическом разнообразии творческих манер в сравнении с предыдущим периодом. Мастера старшего и среднего поколений продолжали традиции белорусской школы живописи, заложенные в предшествующие десятилетия XX века (произведения И.О. Ахремчика, Б.В. Аракчеева, Г.Ф. Бржозовского, А.С. Гугеля и др.). Полотна же молодых художников в большинстве своем были пронизаны поэтикой т.н. «сурового стиля» (возникшего в советском изобразительном искусстве на рубеже 1950–1960-х гг.), который стал чем-то вроде антитезы «лакированному» стилю предшествующих лет. Станковые произведения приобретали монументально-эпический размах. В 1960-е гг. создавались картины, в которых использовались отдельные элементы монументально-декоративного искусства. Для произведений Г.Х. Ващенко, В.К. Жолток, Я.И. Роздзяловской, А.А. Малишевского, Х.М. Лившица и других мастеров этого периода характерны обобщенный, лаконичный образ, широкий мазок, непривычная скульптурная емкость всей картины.

В 1960-е гг. в творчестве некоторых живописцев жанр натюрморта начинал занимать главенствующее место. Особо следует выделить творчество В.К. Жолток и Я.И. Роздзяловской. Обе художницы, каждая по-своему, согласно своему темпераменту, создавали натюрморты-картины, многообразные по замыслу, но всегда безупречно скомпонованные, гармоничные по цвету. Произведения В.К. Жолток носят преимущественно мажорный характер, изображение предметного мира в них имеет особую масштабность и декоративность. Полотна же Я.И. Роздзяловской отличаются камерной интонацией, интимным созерцанием.

В 1970-1980-х гг. в белорусской живописи усиливались философские, интеллектуальные начала в трактовке образов, значительная роль отводилась символам и аллегориям. Многие живописцы утверждали свою индивидуальность яркой манерой, оригинальным стилем (произведения В.И. Сахненко, А.А. Малишевского, Н.А. Опиека, Л.Д. Щемелева, Г.Х. Ващенко, А.В. Кузнецова, А.М. Кищенко и др.). В 1970-е гг. в полную силу раскрылся талант Г.Х. Ващенко, для произведений которого (в т.ч. и натюрмортной живописи) была свойственна глубокая философичность, базировавшаяся на глубоком национальном самосознании.

В конце 1970-х – 1980-е гг. натюрморт по своей значимости «уравнялся» с другими жанрами изобразительного искусства. Для произведений белорусского натюрморта этого периода было характерно сочетание фольклорных и национально-романтических мотивов, как, например, в работах выдающегося пейзажиста В.К. Цвирко, который в 1980-е гг. обратился и к натюрморту. Его натюрморты в значительной степени расширили рамки творческих возможностей белорусских живописцев.

В 1990-е гг. в изобразительном искусстве Беларуси сосуществовали многочисленные течения, которые были направлены на преодоление художественных штампов прошедших десятилетий. В 1990-е гг. жанр натюрморта наряду с пейзажем стал наиболее распространенным в белорусской станковой живописи. В этот период натюрмортной живописи были свойственны поэтичность, философичность, концептуальность и ассоциативность (произведения Н.В. Бущика, А.Н. Гришкевича, А.М. Кищенко, А.В. Кузнецова, Г.Г. Поплавского и др.).

Натюрморт ускользает от словесных описаний. Картины надо внимательно разглядывать, погружаясь в пространство произведения. Жанр натюрморта учит постигать собственно живопись, любоваться изображением мира вещного, его красотой, силой, глубиной. Далеко не всегда надо искать в натюрморте рассказ о вещах, скрытый сюжет. Сущность «содержания» натюрморта проявляется в отношении человека и предмета, в чувстве «предметности» жизни, естества материи. Это в определенном смысле есть целое мировоззрение, определенное понимание видимости и ощущение реальности.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Белорусский натюрморт XX века» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.