3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Белорусский иконостас

Мероприятие уже прошло

Время работы ср. — пн.: c 11:00 до 19:00 ср. — пн.: c 11:00 до 18:30 касса ср. — пн.: c 11:00 до 18:30 вход для посетителей
Жанр Иконопись, Тематическая выставка
Стоимость входа

для учащихся и студентов – 25 000 руб.,
для взрослых и студентов-заочников – 50 000 руб.

26 июня 2015 года в 17:00 состоится торжественное открытие выставки «Белорусский иконостас» (иконопись и деревянная пластика конца XVII – начала XIX века) из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь и Музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.

Экспонирование выставки, приуроченной к 80-летию со дня рождения Митрополита Филарета, почётного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, пройдёт с 24 июня по 27 сентября 2015 года.

Алтарь храма – место обитания Бога – со времён раннего христианства отделялся от средней части храма особой невысокой решеткой. К V–VII векам алтарная преграда превращается в символический образ Небесной Церкви во главе с её Основателем – Иисусом Христом. Многоярусный иконостас, обращённый к верующим людям, является не просто ограждением алтаря, но раскрывает духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре и во всей Церкви Христовой.

В центре нижнего яруса находятся Царские врата. На них изображается сцена Благовещения, в которой Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира, а также евангелисты, глаголющие о пришествии Сына Божия всему человечеству. Справа от Царских врат помещается образ Христа Спасителя, слева – образ Его Пречистой Матери; на боковых дверях алтаря изображаются архидиаконы Стефан и Лаврентий либо Архангелы Михаил и Гавриил, ветхозаветные первосвященники, святители. Далее по краям – иконы храмового праздника и наиболее чтимые в приходе святые.

Образ «Тайной вечери» над Царскими вратами показывает, что в алтаре при литургии совершается то же, что происходило на последней трапезе Спасителя с апостолами. Во втором ярусе иконостаса изображаются важнейшие христианские праздники. В центре третьего ряда – образ Христа Вседержителя, грядущего судить живых и мёртвых; по обе стороны от Него – изображения Девы Марии и Иоанна Предтечи, молящих Спасителя о прощении человеческих грехов. Три названных ряда содержат в себе полноту духовного представления о сущности Церкви. В русских храмах уже в XV веке сооружается четвёртый (Пророческий) ряд с иконой «Богоматерь Знамение» в центре, и пятый – с иконами Бога Отца и ветхозаветных праотцев. Для Беларуси и Украины наиболее характерны иконостасы в три и четыре ряда. Иконостас венчает Крест или Крест с Распятием.

Эпохой расцвета белорусского иконостаса стали XVII–XVIII столетия. Под влиянием барокко Северной Европы его архитектурную основу начали украшать фигурной резьбой высокого рельефа с цветами, ягодами, плодами, побегами и гроздьями винограда. Особую нарядность иконостаса подчёркивали полихромия и щедрая позолота. Высоким мастерством прославились резчики из Витебска, Могилёва, Орши и Шклова. Во второй половине XVII века мастера заполнили церковные иконостасы в Москве «белорусской резью». В московских храмах и сегодня можно увидеть несколько иконостасов, выполненных белорусскими мастерами под руководством Клима Михайлова, старца Ипполита, Степана Зиновьева. Ещё в конце 1920-х годов в храмах Витебска, Могилёва, Мстиславля, Орши сохранялись резные золочёные иконостасы второй половины XVII века, которые в начале 1930-х годов были уничтожены советской властью. Частично уцелел лишь иконостас храма Святого Николая в Могилёве, возрождённый к жизни трудами современных резчиков, позолотчиков и иконописцев. В западной части Беларуси в период государственного атеизма процесс уничтожения «предметов религиозного культа» происходил в 1960-е годы. В это время убежищем для сакрального искусства иногда становились музеи.

На выставке представлен почти полный иконостас XVIII века из Шерешевской Пречистенской церкви: местный и апостольский ряды, уникальный по количеству сюжетов (их 24) ряд праздников Господних, царские и боковые врата. В 1958 году Государственный художественный музей БССР (сегодня Национальный художественный музей Республики Беларусь) провёл первую экспедицию по выявлению и собиранию памятников сакрального искусства, в ходе которой из Шерешево (Брестская область) в музей был привезён целый иконостас церкви, вскоре разрушенной. Началась планомерная реставрация и изучение памятников. С 1969 года такую же работу проводила Академия наук. И уже в 1979 году в её структуре был открыт Музей древнебелорусской культуры.

В 2009 году по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Национальный художественный музей Республики Беларусь Жировичским монастырём были переданы семь старинных образов из иконостаса Успенского собора, сооружённого около 1730 года. Снятие музейными реставраторами позднейших поновлений открыло великолепную, мощную и красочную живопись в духе европейского барокко. Двенадцать апостолов, четыре пророка и «Явление Жировичской иконы Богоматери», которые экспонируются на выставке, не имеют аналогов среди известных нам памятников. Вероятно, такого же уровня мастерства произведения сакрального искусства находились некогда в больших городских и монастырских соборах Вильнюса, Витебска, Минска, Могилёва, Пинска. Однако, к величайшему сожалению, они не сохранились до наших дней.

В экспозицию также вошли Царские врата (на Полесье их и ныне называют по-старинному – «Святыми», «Райскими»), отдельные иконостасные образа, переданные в Национальный художественный музей Республики Беларусь из разных белорусских сельских храмов.

Особого внимания заслуживает самобытный образец церковного искусства эпохи классицизма: двенадцать апостолов из Бездежа работы не иконописца, а неизвестного художника академической школы (вероятно, виленской) рубежа XVIII–XIX веков. Изображения учеников Христа обладают чрезвычайной выразительностью и экспрессивностью. Может, кому-то из посетителей музея удастся разгадать имя автора.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Белорусский иконостас» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.