3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Муж, мужчина, воин

Мероприятие уже прошло

Время работы ср. — пн.: c 11:00 до 19:00 ср. — пн.: c 11:00 до 18:30 касса ср. — пн.: c 11:00 до 18:30 вход для посетителей
Жанр Иконопись
Стоимость входа

для учащихся и студентов – 25 000 руб.,
для взрослых и студентов-заочников – 50 000 руб.

26 июня 2015 года в 17:00 состоится торжественное открытие выставки «Муж, мужчина, воин» (иконопись конца ХVIII – начала XIX века) из собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. 

В экспозиции будет представлено 83 музейных предмета: интереснейшие старообрядческие и белорусские православные, прежде всего народные, иконы, которым молились в простых деревенских домах. Произведения отражают особенности воинского культа в конкретных традициях одного региона – Ветковского. Многие иконы уникальны тем, что свидетельствуют о культуре тех деревень, которые больше не существуют. Экспонирование выставки пройдёт с 27 июня по 27 сентября 2015 года.

Идея защиты родины, в многозначности этого великого понятия, от страны и отечества до материнского, родного дома и своей семьи находит живительные истоки в многовековой традиции воспитания патриотизма. Уже более тысячелетия, со времён крещения Руси, накопление воинского опыта и формирование ментальных формул, создание культурных констант на славянских землях аккумулируется в образах христианских святых воинов. Отдельные святые с индивидуальными имёнами и их житийными судьбами, порой исторически и географически отделённые друг от друга сотнями лет и тысячами километров, по законам христианской вселенной объединяются, соприсутствуют и содействуют в ней как «всё святое воинство».

В «небесном воинстве», сопровождающем реального воина и войско, рядом встают и скачут Георгий Победоносец, готский воин IV века Никита и русские князья-братья Борис и Глеб… Во главе воинства – архангел Михаил. Они становятся покровителями воинов, их духовными идеалами, явленными в зримых образах. Возникает и личная связь через святое имя. Связь между реальным ратником и его небесным воином-заступником – в даруемой земному солдату духовной силе совершить «святое дело», ратный подвиг в конечном и изначальном смысле: превозмочь силы зла. Добровольный, собственный выбор – «даже и до крови», готовность к смерти – за идею и свободу, одержание победы – над духовным врагом, верность собственному слову и Слову Божию – оказывается сильнее любой физической силы. В XII–XIV веках возникает целый ряд святых воинов – воителей «за други своя». Идея национальной независимости рождается в крови и подвигах.

Образы христианских святых воинов пронизаны глубинными энергиями народной культуры. Для неё не менее важным является победа как преодоление беды. Война как нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир возвращается в космологический круговорот созидания. Сотни воинов православного календаря встают в извечное коло-круг календаря земледельческого. Оборона от реальных врагов в их образах дополняется ролью защитников от болезней, от разбойников и диких зверей, «от лукавых духов» и «от злаго очарования». Восстанавливается целостность мира – и святые «воинственники» становятся участниками космологического, прежде всего земледельческого процесса. Георгий-Победоносец отмыкает весеннюю землю. И он же на иконе непременно и вечно поражает копьём змия, а имя его повторяется в символах воинских наград, в сельском обряде первого «Юрьевского» весеннего выгона скота, в судьбе крестьянского мальчика и в имени георгиевского кавалера. Князья Борис и Глеб, став народными «хлебниками», впитали энергию древних солнечных божеств-близнецов и по-христиански явили мужество жертвенности, предупреждая и нас об ужасе братоубийственной войны.

Каким «воинским» иконам молились в простых деревенских домах-хатах? Как сила материнского моления, страстное желание сохранить сына, мужа, отца – вернуть их живыми в родной дом, к мирным занятиям – накапливалась и передавалась душам сражающихся? Как возрастала эта сила в душах мальчиков, юношей? Как образ идеального воина впечатывался в характер?

Воинская тема, эта извечная константа традиционной культуры, волнует авторов проекта много лет подряд. Впервые это направление исследований оформилось как целостный комплекс к 1995 году – году 50-летия Победы. Но работа продолжается и сегодня. Результатами стали экспедиционные материалы с уникальными сведениями, полученными от местных жителей, православных и старообрядцев. Фольклорные тексты существенно прояснили и оживили ситуацию, зазвучали голоса отдельных традиций. Наши собрания старообрядческих и белорусских православных икон показали структурность культуры и открыли её реальные местные особенности. Эстетические качества произведений выявили несколько стилевых направлений создания живописного образа. Многие из произведений отреставрированы силами специалистов музея. Однако в некоторых иконных досках мы оставили следы реальных войн: отверстия от осколков снарядов. 

Проект сопровождался публикациями: авторские издания Ветковского музея, книги «Ветковская икона», «Голоса ушедших деревень», «Живая вера – Ветка». Тема развивалась и в ряде совместных выставок в городах Беларуси: Могилёве, Минске, Витебске. Первая выставка «Георгий Победоносец…» открылась совместно с Гомельским областным краеведческим музеем в 1995 году. Но всякий раз экспозиции высвечивали всё новые аспекты в воинской культуре наших предков и в нашем духовном наследии, поскольку строились с привлечением материалов разных местностей, каждый раз мы представляли «небесный ряд» воинских образов в космологическом сопоставлении с «земными» экспонатами, военными атрибутами.

Структура выставки помогает выявить смысловое напряжение между вертикальным и горизонтальным измерением темы, проявляя тем самым небесное в земном, как и наоборот. Основополагающим стало еще одно смысловое напряжение, а именно – противопоставление войны и мира в космологических, державных и родовых, семейных «параметрах». Каждая вещь с военной памятью, погрузившись в пространство мира и смысла, возвращала себе и нам достоинство духовного текста и свидетельства его достоверности. Каждая вещь могла резонировать с пространством и временем, выявляя вечное (накопление духовных ценностей как параметров устойчивости культуры) и трепетно краткое (человеческую жизнь в экзистенциальных условиях). Простой воин Иван слал домой треугольники писем, а его жена и мать в старенькой хате молились святому воину Иоанну, «чтобы живой домой пришёл»…

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Муж, мужчина, воин» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.