3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Витебский кентавр

Мероприятие уже прошло

Жанр Графика, Живопись

12 декабря 2014 года в 17:00 в переходной галерее Национального художественного музея Республики Беларусь состоится открытие выставки произведений живописи и графики Сергея Васильевича Кухто (1959–1999) «Витебский кентавр». Экспонирование выставки начнётся 13 декабря 2014 года и продлится по 19 января 2015 года.

Вспоминая детство и истоки своего пути в искусство, Сергей Кухто писал: «Помню, как мы с матерью стояли у окна и она мне нарисовала жеребёнка настолько хорошо, что мне показалось, вот-вот он заскачет на своих длинных ногах. Я был восхищён». Позже, уже во время учёбы в школе, он очень любил путешествовать. Забрасывал портфель в снег и шел играть по старому городу и витебским оврагам. Мечтал стать художником. До пятнадцати лет накопилась толстая папка с собственными рисунками, большинство которых составляли наброски и зарисовки лошадей.

В конце 1970-х Сергей Кухто напишет: «Хочу нарисовать кентавра со своим лицом и телом...». Это было начало создания собственной мифологии. Образ кентавра, который складывался на протяжении многих веков, художник словно примерял на себя, чувствовал близость и сходство с этим персонажем, которого Хорхе Луис Борхес в своей «Книге вымышленных существ» назвал «самым гармоничным созданием фантастической зоологии». Позже кентавр на полотнах художника будет представать то гордым Наполеоном, то ироничным Арлекином, то простолюдином Полканом.

Кажется, в образе мифического существа Сергея Кухто особенно привлекал конфликт, заложенный в самой сути кентавра: соединение мужской солярной силы (образ лошади) и высокого духа человека. Вместе с тем у витебского художника кентавры не похожи ни на классические изображения, ни на аналогичных персонажей большинства современных авторов. Сергей Кухто подчёркнуто индивидуален, в его полотнах нет ни дикой чувственности, ни показной демонстрации атлетической мускулатуры, ни бешеного эротизма, ни популярной для постмодернистской эпохи стилистики «фэнтези», в рамках которой происходила идеализация и мистификация современного образа кентавра.

Подавляющее большинство известных нам живописных композиций созданы Кухто в период 1992–1999 годов. Некоторые из сюжетов его полотен и зарисовок повторяются, но интерпретируются иначе. Сергей Кухто не писал точных копий своих картин, не тиражировал удачно найденные сюжеты. Но особенно волновавшие его темы и образы нередко превращал в целые серии.

Созданый Сергеем Кухто мифологический мир был уже далеко не античным. Мифы наполнились новыми смыслами. Однако несмотря на свободную интерпретацию образы Кухто не лишены сакральности. Творец стремился максимально глубоко постичь своего героя и искал его. Внимательно вчитывался в строки романа «Кентавр» Джона Апдайка, где прошлое и настоящее загадочно переплетены.

Уже в композиции «Кентавр», а позже в «Арлекине с деревянным мечом» и «В конце зимы» художник показывает кентавра одетым как Арлекин. Одежда этого персонажа комедии дель арте, украшенная узором в форме ромбов, стала в искусстве символом соответствующего настроения. Сочетание костюма Арлекина с треуголкой или двурогой шляпой (бикорн), некогда популярными головными уборами у офицеров европейской, русской и даже американской армии с конца XVIII века, чётко подчёркивает особое состояние героя, к отражению которого в своих живописных произведениях когда-то приближались Поль Сезанн и Пабло Пикассо. У некоторых кентавров Кухто двууголка одета углом вперёд, словно подчёркивая, что её владелец – чин императорской свиты.

Сергей Кухто переселил своего кентавра с гор и лесных массивов греческой Фессалии на витебскую землю, на холмы, между которыми несут свои воды Витьба, Двина и Лучеса. Неслучайно у него появляется и родственный кентавру выразительный славянский тип – Полкан (половина коня). Сначала художник показывает его в треуголке и даже свитере, а позже – в зимнем тулупе, шапке-ушанке. В этих полотнах Полкан то задумчиво всматривается вдаль, то охотится, отдыхает, слушает птиц... В его фигуре ощущается сдержанность, что подчёркивается и средой: замедляющий ходьбу глубокий снег, в который погружены мощные копыта кентавра.

Кентавр Сергея Кухто – странник, перед ним раскрываются необъятные просторы. В нескольких произведениях на втором плане показаны ратуша и фрагменты застройки Витебска. Одиночество кентавра очевидно, но нередко рядом с ним появляется подруга-спутница.

Первая персональная выставка художника состоялась только спустя год после его смерти. В экспозицию вошли произведения, которые в то время уже находились в частных коллекциях. На выставке было представлено около 30 живописных полотен, большинство из которых витебские зрители увидели впервые. В центре мемориальной экспозиции на мольберте стояла последняя незавершённая работа (позже композиция получила название «С Блоком»), которую Сергей Кухто планировал показать на очередной республиканской выставке в Минске.

И конечно же, упомянутая уже композиция «С Блоком» (1999) – настоящая эпитафия, где образное настроение картины создаёт каждый элемент: и поднятый воротник пальто; и взгляд кентавра (автопортрет Кухто), направленный куда-то в даль; и правая рука, уверенно положенная в карман; и образ маленькой девочки на его спине (портрет дочери), которая прижимает к груди букет оранжево-жёлтых кленовых листьев. Отличительная черта композиций Сергея Кухто – кропотливая работа над отдельными элементами картины. Материальность в его полотнах доведена до иллюзионизма, визуальные впечатления от которого порой не в состоянии передать даже фотография.

Одна из посетительниц выставки Кухто в Полоцке написала в книге отзывов: «Очень непросто быть кентавром, когда вокруг тебя одни люди». Сергею Кухто некоторое время это всё же удавалось... Сегодня большинство произведений художника разошлись по разным коллекциям. Немалая часть их за пределами Беларуси – в Голландии, США, Израиле, России, Чехии. В белорусских музеях произведений Сергея Кухто почти нет.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Витебский кентавр» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.