3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Скульптура «Юнона»

Мероприятие уже прошло

Время работы ср. — пн.: c 11:00 до 19:00
Жанр Скульптура

В рамках  проекта «10 шедевров. Художественные произведения из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь» 

К истории одного произведения СКУЛЬПТУРА «ЮНОНА». 1716–1717  Антонио Тарсиа (Италия) 

Среди произведений итальянских мастеров в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь особое место занимает мраморная статуя «Юнона» – одно из великолепных творений венецианского скульптора XVIII века Антонио Тарсиа.

Статую отличает мягкость форм, создающих плавный, ясно читаемый силуэт. Чуть намеченный поворот фигуры влево, при развороте головы в противоположную сторону рождают ощущение лёгкого движения. Юнона, как и подобает богине, прекрасна, стройна, величава и очень женственна. Как известно, в Древнем Риме она считалась покровительницей брака, её атрибутом являлся павлин, который изображён у её ног (к сожалению, голова птицы была утрачена ещё до поступления в музей).

Антонио Тарсиа родился в 1662 году в Венеции в семье резчика по дереву Лоренцо Тарсиа, у которого, вероятно, и приобрёл первые навыки ремесла. С 1688 года он упоминается как самостоятельный мастер. Тарсиа снискал известность как автор аллегорических и мифологических статуй, бюстов и рельефов, украсивших соборы, виллы, сады и парки Венеции. Умер скульптор в возрасте 77 лет.

Санкт-Петербурге. История создания скульптур для Летнего сада восходит ко временам правления Петра Великого и теснейшим образом связана со строительством и благоустройством северной российской столицы. Интерес Петра I к скульптуре и её коллекционированию широко известен. Уже в 1715–1716 годах он начинает планомерно закупать произведения искусства в Западной Европе. Посланникам царя во Франции, Италии, Голландии, Пруссии и других странах, помимо основных дел, вменялось в обязанность приобретать картины, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства, приглашать на русскую службу архитекторов и художников. Одним из таких агентов Петра Великого в 1716–1722 годах был в Венеции граф Савва Лукич Владиславич (1668/1669–1738), чаще именуемый в русских документах Рагузинским. Прибыв в Венецию по поручению царя 1 августа 1716 года, Рагузинский вскоре получает из Петербурга поручение: «Господин Рагузински(й), просим вас, чтоб вы подрядили зделат(ь) в огород наш Санктпитербургский тридцать штатов (скульптур) мраморных (...) в том числе поясных десят(ь) (...)». Уже в первом письме от 18 августа 1716 года Рагузинский сообщает, что «...статуй марморных снискал здес мастеров зело изрядных и наилутчых котории во Италии обретаются и оным уже заказал делать 6 статуй самой доброй работы...». Для исполнения заказов Петра I Рагузинский привлёк ведущих венецианских мастеров: Пьетро Баратта, Джузеппе Торретто, Джованни Бонацца, Антонио Коррадини, Антонио Тарсиа, Франческо Кабианка и др. Первые скульптуры, выполненные ими, были отправлены из Венеции на корабле «Джон Джудит» 23 апреля 1717 года и прибыли в Санкт-Петербург в том же году 24 августа. Среди них была серия из 12 статуй античных богов («манера эгипетская»). Юпитер, Юнона, Нептун, Марс, Веста и Аполлон были выполнены Антонио Тарсиа, а Венера, Паллада, Меркурий, Диана, Вулкан и Церера – зятем Антонио Тарсиа Антонио Коррадини (1688–1752). Все статуи серии были размером около 90 см и предназначались для убранства Летнего сада, где, очевидно, уже осенью 1717 Известно, что Тарсиа выполнил ряд скульптур для украшения Летнего сада в года и были установлены.

«Реэстр с дополнение к прежде поданной ведомости, коликое число имеетца в ведомстве Садовой конторы двороваго строения и кто оные смотрит також в садах Его Императорского Величества статуй и протчего» – датируется 1728 годом. К сожалению, из-за отсутствия чётких названий в большинстве случаев идентифицировать статуи Летнего сада по ней невозможно. Это позволяет сделать опись 1736 года, составленная Иоганном Антонием Цвенгофом. Цвенгоф, австриец по происхождению, приехал в Россию в 1732 году и работал здесь как скульптор и реставратор скульптуры вплоть до своей смерти в 1756 году. В описи он упоминает восемь статуй высотой по три фута (т.е. около 90 см): «Венере, Аполо, Юноне, Гиове, Диана, Марте, Юноне, Гиове». Таким образом, в 1736 году в Летнем саду находились две «Юноны», одна из которых в настоящее время хранится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, а вторая – в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Эрмитажная «Юнона», также являющаяся работой Антонио Тарсии, изображена в противоположном нашей скульптуре повороте и с изменённым положением рук и ног. Она входила в состав следующей «посылки» со скульптурой, закупленной Рагузинским в Венеции, прибывшей в Россию на корабле «Армонт» в 1719 году.

Опись Якоба Штелина «Мраморные статуи в Императорском Летнем дворе в Санкт-Петербурге» не содержит упоминания об этих статуях. Однако это не исключает возможности их нахождения в Летнем саду, так как Штелин включил в свою опись лишь произведения из Грота и Первого сада (часть Летнего сада, примыкающая к Неве). В 1756 году наша «Юнона» по-прежнему находилась либо в самом Летнем саду, либо в одной из построек на его территории, так как именно этим годом датируется копия, сделанная с этой статуи русским скульптором Василием Максимовичем Чвановым (ныне находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург).

В 1740-е годы по проекту архитектора Бартоломео Растрелли на территории Третьего Летнего сада был построен Третий Летний дворец. Перед дворцом разбили сад с большим прудом, фонтанами и павильоном Эрмитаж. Для украшения этого ансамбля активно использовалась скульптура. Так, согласно описи 1771 года, составленной скульптурным мастером Иозефом Баумхеном и Егором Буссовым, «на армитаже в малинком садике» (т.е. Висячем саду Эрмитажа) находились, среди прочих, и обе «Юноны» Тарсиа. В 1797 году Третий Летний дворец был разобран, и на его месте начато строительство Михайловского замка. Можно предположить, что с этого времени обе статуи могли находиться в Таврическом дворце или его саду, куда была частично перевезена скульптура Летнего сада в связи с началом строительства нового дворца, и откуда она, по мере необходимости, поступала в другие царские дворцы и резиденции. В описи 1841 года упоминается «Женщина с Павлиною», находившаяся в «магазейнах Гоф Интендантского ведомства», но это может быть как одна из «Юнон» Антонио Тарсиа, так и русская копия Чванова. Таким образом, историю бытования скульптуры из собрания нашего музея удалось проследить лишь до 1771 года. Остаётся невыясненным бытование «Юноны» на протяжении XIX – первой половины XX века, т.е. до момента приобретения статуи в коллекцию музея.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by . Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play! 

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Скульптура «Юнона»» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.