3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Народное ткачество, вышивка, народный костюм

Мероприятие уже прошло

Время работы ср. — вс.: c 10:00 до 18:00
Жанр Постоянная экспозиция, Текстиль

Зал народного ткачества. Левый угол. «Реки и традиции»

В витринах – коллекции рушников отдельных традиций ткачества в сопровождении образцов народных православных икон местных писем, а также местные ритуальные комплексы «Икона-Свеча». Представлены:
Дубровская традиция (рушники левого берега Ипути и других притоков Сожа ниже устья Ипути. Центр – в Добрушском районе. Белофоновые красно-белые, красно-бело-чёрные; техники – браное ткачество, одноличный перебор; композиции поперечно-полосатые, поперечно-полосатые с монолитным средником; стремление к зеркально-симметричной композиции; орнамент геометрический, позже «тератологического» стиля (соединение геометрического, растительного, «изобразительного»). «Свеча» - четырёхугольный алтарик и прямоугольные фигуры орнамента рушников. «Богоматерь Почаевская» с чёрным фоном.

Закружская традиция (рушники ныне не существующих Закружья и посёлков. Ветковский район. Браный чин ткачества. Красно-белые рушники; поперечно-полосатые; чередование двух узорных полос с редукцией одной из них в «колодку» (а-б-а-б; повтор а-а-а; встреча симметричного и асимметричного типов; особенный тип композиции – архаическая лево-правая симметрия узора на отдельных концах, когда узор восстанавливается при соединении концов. Орнамент геометрический. Закреплённость отдельных знаков за отдельными рушниками). «Свеча» в деревянном подсвечнике. «Богоматерь Одигитрия».

Приснянская традиция «ливней и ростов». Правый берег Сожа. Браный чин ткачества. Вертикальное размещение орнамента («цепи») и диагональная сетка как древнейшие идеограммы древа и засеянного поля. Перевод браных знаков в переборные. Новый этап и старые энергии. «Свеча» со множеством свечек и дробность орнамента рушников. «Варвара».

Бабичская традиция (рушники р. Покоти. Чечерский – Ветковский районы. Браный чин ткачества. Красно-белые рушники; поперечно-полосатые; повтор полосы орнамента 3,5 раза (композиция-«молитва»). Роль «незаконченной» полосы на границе с белым полем. Сумма полос – 7 и семантика «семёрки». Красные полосы-разделители («колодки», «вольные полоски»). Ремизное (4-нитовое) одноуточное ткачество середины (белого поля) и межузорных просветов. Фоновые прокиды – репс. Орнамент геометрический, древнейшие знаки раннеземледельческого чина. Распределение разных знаков по разным рушникам (весь чин в сумме тканей и возможное ритуальное предназначение отдельных рушников с отдельными знаками). Взаимодействие с «вертикальной» приснянской традицией. Рушники с «приснянской» композицией орнамента в виде диагональной сетки при сохранении собственных технологических особенностей. «Свеча-триголов». «Богоматерь Смоленская» бабичских писем.

Казацко-Болсунская традиция (Беседь при впадении Ковпиты). Переборные красно-белые рушники. Происхождение перебора от заклада. Архаичность (кочевники) и новизна (сменяет браное ткачество) «заклада». Симметричная композиция следования полос орнамента. Старые знаки: «колессе» и «челны». Понятие о центре и краях композиции как отражении типа модели мира. Архаика пространства композиции. «Свеча-невеста». «Спас Вседержитель» (с розочками).

Неглюбская традиция. 2 техники (браная и перебор) и 2 чина орнамента при единстве композиции (зеркально-симметричная). Контекст близких окружающих традиций (Неглюбка и Верещаки). Восстановление календарного типа следования знаков. Симметрия орнамента и симметрия времени в народном календаре. Красно-белые рушники и появление цвета: трёхцветные (+чёрный; +зелёный).

«Тканый космос» жилища.

Интерьер: неглюбский красный угол (Кут). Рушник – «дорога на небо». Тканое убранство дома.

Коллекция православной народной иконы. «Ткачество как сотворение мира» («Кросна – солнечная колесница». Орудия ткачества. Символика ткани – связь миров и дорога. Тканьё в круге календаря. Рушники Красногорской традиции – образец трёхъярусной модели мира в композициях орнамента рушника).

Современное неглюбское ткачество.

«Живая кровь традиции» (красный цвет в неглюбском ткачестве – от венозного «чермного» к артериальному «червоному». Творчество сестёр Барсуковых).

«Битва цветов» в полихромии современного тканого рушника. Ритм колорита. Витражный принцип. Связь полихромного рушника с колоритом современного неглюбского интерьера.

Творчество Татьяны Фёдоровны Деренок.

Понятие центра в композициях неглюбских рушников. Космологический центр и центральный ритуал жизни – свадьба. Разнообразие композиций с одинаковым центром. Узор «Кулачье» («крючье», «пауки») в полихромных современных рушниках Неглюбки. Разработка структуры и цвета в архаическом узоре «Кулачье» – одном из символов Мирового древа. Живость образа в психологии мастерицы.

«Архитектор традиции» (красно-бело-чёрные рушники Халюковой Валентины Александровны. Рушник как «архитектурный компонент» интерьера и его символическая роль «дирижёра» тканого убранства дома. Изменения размеров и пропорций жилища и размеров неглюбского рушника).

«Археолог традиции» (красно-белые рушники Ковтуновой Марии Павловны. Собиранье старинных рушников и перевод орнамента с техники браного ткачества на переборную).

Семантика орнамента в региональных традициях ткачества

«На нашу ниву дай нам плодородия…». Архаический знак засеянного поля (нивы) в композициях тканых рушников разных традиций. Асимметрия знаков в полосе орнамента как аналог «высказывания». Магия тройного повтора.

«Раннеземледельческий культовый символ – ромб с крючками» в монолитных, вертикальных и поперечно-полосатых (асимметричных и зеркально-симметричных) композициях рушников. Рушник и знамя. Орнаментальный знак на белорусском флаге.

«Дуб карністы, Дуб ствалісты, Дуб вяцісты…» (образ Древа в орнаментах тканого рушника. Преемственность и взаимосвязь геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного орнамента как выражения единой информации с помощью различных кодов. «Древо-жена» и «Дуб Иван». Тератологические фигуры как синкретическое выражение ментальных формул).

«Человек и Бог». Антропоморфные и тератологические образы рушника. Место человека в космологической модели. Ритуальная и космологическая оси композиции орнамента. Рушник: архаический синкретизм ритуала и космологии. Горизонтальное и вертикальное размещение рушника как актуализация смысла. Обряд вызывания дождя и «чтение» рушника из Янова.

«Пусть род ваш будет многочисленным…» (восстановление полноты смысла композиции в ритуальном соединении концов рушника).

«Небесные знаки» (знаки небесных светил и стихий в орнаменте разных традиций. Небесные и земные ярусы в планиметрических и ярусных «моделях мира»).

«Костюм как мир»
 
Витрины правой стороны: Чин народного женского костюма (на примере неглюбской традиции). Возрастно-половые перемены одежды как отражение древней последовательности инициаций. Возраст как модель мира и особый «космос». Зоны размещения орнамента: «входы» и «границы». Красное – белое. Швы-дороги. Перекрестья орнамента и перекрёстки дорог. Восстановление смыслов орнаментальных знаков. Образ умирания и нового рождения.

Гипотеза о «детских» знаках («лапка»). Рушники разных традиций и неглюбская детская рубаха.

«Девий космос» в комплексе девичьей одежды. Цельный городчатый ромб как возможный девичий (целинный, весенний) знак на рушниках и в одежде.

«Огненная река и центр мира» (свадебный чин одежды).

«По ту сторону» (чин белевой рубахи в жизни женщины. Невестка и свекровь: обмен символическими дарами).

 

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Народное ткачество, вышивка, народный костюм» в Гомеле, место проведения выставки  - «Филиал Ветковского музея».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.