3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a
Выставки

Белорусский абстракционизм

Мероприятие уже прошло

Жанр Живопись

Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

Одна из целей абстракционизма – создание определённых цветовых сочетаний и геометрических композиционных форм, чтобы вызвать у зрителя разнообразные ассоциации. Феномен абстракционизма оформился как самостоятельное явление в начале XX века. Основоположниками его стали в России Василий Кандинский (1866–1944), Казимир Малевич (1879–1935), Наталья Гончарова (1881–1962) и Михаил Ларионов (1881–1964); в Нидерландах – Пит Мондриан (1872–1944), Тео ван Дусбург (1883–1931). Эстетические основы абстрактного искусства изложил В. Кандинский (“О духовном в искусстве”, 1910). Суть его в том, что искусство, освободившееся от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее Духовное.

Абстрактное искусство имеет два ярко выраженных основных пути. Первый – “органический” – стремился к гармонизации “бесформенных” цветовых сочетаний, доведя до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в плане “освобождения” цвета от форм реальной действительности. Главный акцент делался на самостоятельной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний. Это было связано со стремлением выразить вечные “духовные сущности”, движение “космических сил”, а также лиризм и драматизм человеческих переживаний.

Второй путь – “геометрический” – причисляет к своим родоначальникам Поля Сезанна (1839–1906) и кубистов. Он характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Это течение имело ряд разветвлений: лучизм, беспредметничество, супрематизм, неопластицизм, которые противопоставили “простоту, ясность, конструктивность, функциональность” чистых геометрических форм “случайности, неопределенности и произволу природы” (Тео ван Дусбург).

После Второй мировой войны новое поколение абстракционистов приняло от сюрреализма принцип “психического автоматизма”. Акцент в творческом акте перемещается с произведения на процесс создания картины, который становится самоцелью. Отсюда берет начало “живопись-действие”, ташизм. Разновидностью абстрактного искусства в США с 1950-х годов становится “абстрактный экспрессионизм”.

В белорусском искусстве художники также обращались к эстетике абстрактного искусства с конца 1910-х годов. Это открыло новые горизонты выразительности с помощью композиции, цвета и формы. Наиболее активно это происходило в 1980–1990-е годы: создавалось искусство, свободное от повествовательности, практицизма, утилитарности, социальной ангажированности. Особенностью белорусского абстракционизма является не только работа с цветом и формой, но и сочетание фигуративного и абстрактного.

Это первая выставка в Национальном художественном музее, посвященная абстрактному искусству в Беларуси. На выставке представлены произведения от 1920-х годов до наших дней. Некоторые художники развивали супрематические традиции в искусстве, например, Надежда Леже (1902–1982), Александр Слепов (1950), Александр Малей (1951), Валерий Счастный (1951), Людмила Русова (1954–2010), Галина Васильева (1959), придавая ему своё авторское прочтение, динамику и ритм. Работы Ефима Рояка (1906–1987) сочетают в себе принципы кубизма и лучизма. В стиле геометрической абстракции выполнена живопись Зои Литвиновой (1938). Многие авторы создают свою собственную концепцию работы с цветом и формой: ПЛИП (поверхность, линия, пятно) Александра Досужева (1945), концентрические поверхности Игоря Кашкуревича (1957), неопластический маньеризм Сергея Кирющенко (1951), графические композиции Владимира Провидохина (1945), керамические формы-объекты Тамары Соколовой (1950).

Элементы фигуративного образа, доведенного до знака, до абстракции, можно увидеть в работах Яна Кузьмицкого (1934), Николая Бущика (1948), Леонида Хоботова (1950), Евгении Лис (1956–2010), Владимира Пантелеева (1957), Татьяны Сиплевич (1969), Андрея Басалыги (1970). К разновидности абстрактного экспрессионизма и концептуализма можно отнести произведения Анатолия Кузнецова (1947), Александра Вахрамеева (1961), Валерия Песина (1963), Константина Селиханова (1967), Татьяны Радзивилко (1968), Максима Петруля (1977). Создание произведения воспринимается художниками как создание новой знаковой системы. Окружающая действительность, чувства и мысли человека остаются основным источником формообразования, приобретая в белорусском искусстве свой колорит и выразительность.

На выставке экспонируются 33 работы 27 авторов; основная часть – это произведения из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, остальные работы будут переданы художниками в дар музею после выставки.

Все события твоего города в мобильном приложении relax.by. Найди «relax.by» в своем маркете: App Store, Google Play!   
ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы

AFISHA.relax.by представляет вашему вниманию выставку «Белорусский абстракционизм» в Минске, место проведения выставки  - «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

У нас вы можете ознакомиться с расписанием выставки, отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него.